Ежегодно в последнее воскресенье октября отмечается День автомобилиста. Накануне праздника мы встретились с дальнобойщиком Александром Андросовым. Водительский стаж у него уже более десяти лет, пятый год работает "дальнобойщиком", то есть перевозит грузы на дальние расстояния. Рейсы длятся по нескольку суток. Так какая же она, жизнь в дороге: полная романтики и приключений или вполне себе обыденная?
- Самая обыкновенная жизнь, - улыбаясь, отвечает на мой вопрос Александр. – В ней есть встречи и расставания с близкими, дорога, бывают трудности. Но в целом, все как у всех…
К выбору профессии каждый человек всегда относится очень ответственно. Хочется быть на своем месте, выполнять работу, к которой лежит душа.
- С профессией водителя-дальнобойщика я знаком давно, и не только по фильмам, – говорит Александр. – Мой дядя - дальнобойщик с сорокапятилетним стажем, он меня многому научил в свое время. Еще до армии с ним постоянно ездил в командировки, правда, в основном в близкие рейсы. Он учил меня нюансам работы с большегрузами, например, поднимать в гору груженую фуру. Но в первую очередь, как правильно вести себя на дороге, и речь шла не только о правилах дорожного движения, но и в общечеловеческих, а еще ничего не боятся. Впрочем, страха как такового у меня и не было, просто было много вопросов, на которые он мне давал исчерпывающие ответы. Когда сам сел за баранку, все навыки и подсказки его вспоминал… Многие считают, что профессия дальнобойщика – это и романтика, и работа "в одном флаконе". Так и есть, потому что во время рейсов мы имеем возможность наблюдать за изменениями в природе, заезжать в новые города и общаться с абсолютно разными людьми.
Молодого водителя притягивают незнакомые города, новые знакомства. Рейсы у Александра могут длиться два-три дня, а могут быть более дальними. К примеру, в город Благовещенск Амурской области он добирался десять дней, обратно - двенадцать. Дальнобойщик Александр побывал во многих городах России. Он покорил практически все дороги нашей страны: с юга на север и с запада на восток.
Водители большегрузов общительны, у них отличное чувство юмора, но стоит перевести разговор на работу, сразу становятся серьезными. Считается, что дальнобойщик – одна из самых серьезных и опасных профессий, наверное, поэтому они суеверны и неохотно делятся своими планами.
– Многие думают: сел да поехал, никаких проблем, красота, – продолжает мой собеседник. – Но это не так. Постоянно в дороге, дома бываешь редко, не видишь ни семью, ни друзей. Да, рейсы – не только романтика новых мест. Это работа. К примеру, дороги. Ведь не везде они хорошего качества. Бывает, что участок в сорок километров проезжаешь три-четыре часа. Бывают и обрывистые, и размытые участки, но назад не повернешь, люди груз ждут...
Большим подспорьем в дороге является шоферская взаимопомощь.
– Сегодня ты помог товарищу, а завтра он тебе. Мы все работаем по такому принципу, – говорит Александр. – Зимой остаться в неисправной машине страшно. Неподготовленный человек (без теплой одежды, паяльных ламп, спичек) может просто погибнуть. Справедливости ради стоит сказать, что многие водители, встречавшиеся на моем пути, отзывчивые и неравнодушные люди: всегда остановятся, спросят, нужна ли помощь. Бывает даже так, что приходится друг другу передавать исправные запчасти попутными машинами… Иногда кажется, что такой взаимопомощи, как у водителей, нет больше ни у кого.
Впрочем, как подмечает Александр, проблемы, и волнения вполне компенсируются достойной зарплатой. А частые командировки делают семью Андросовых еще крепче. Александр говорит, что со всеми трудностями помогает справляться поддержка супруги Ирины:
- Мне повезло, жена прекрасно понимает, что мои рейсы – это работа, что делаю это для семьи, хотя ей, наверное, от этого не легче. Дети всегда меня очень ждут домой. Дочка Настя учится в шестом классе, сын Артем в этом году пошел в первый класс. Каждый раз семья меня встречает с накрытым столом, который ломится от вкусной домашней пищи. В моем распорядке есть и свои "плюсы". Когда дома бываешь два дня в неделю, некогда придумывать поводы для ссор. Наоборот, стараешься провести время вместе, съездить по делам, за продуктами, навестить родственников. А потом снова в рейс.
Александр уже не представляет себя без дороги. Побудет несколько дней дома, подготовит машину, а она всегда должна быть в чистоте и порядке, и начинается "жажда дороги", которую можно утолить только в рейсе.