Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу. Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. Есть даже особый праздник - Всемирный день хлеба, который отмечается 16 октября.
Я с раннего детства помню, как в праздники нас будили фантастические звуки и запахи из кухни. На столе лежали пироги из дрожжевого теста различной формы и с разной начинкой (в зависимости от времени года): капуста, повидло яблочное, калина, морковь, грибы, творог, рыба. И мама стояла довольная и счастливая, особенно, если пироги удавались на славу.
Сейчас в магазинах выбор хлебобулочных изделий огромен - на любой вкус есть подходящая булка. А вот раньше, особенно в деревнях, хлеб и пироги пекли сами. Имена настоящих пекарей-мастериц знало все село, чтобы в случае необходимости пригласить на помощь. Пироги пеклись в большом количестве на свадьбы, похороны, юбилеи, на различные религиозные праздники. У каждой хозяйки был свой ритуал, без которого она за работу не бралась. Перед замесом теста женщина обязательно молилась, а к процессу вымешивания теста подходила только в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. Все это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, хозяйка его обязательно перекрестит, будто благословление дает на доброе дело.
Большая роль в выпечке пирогов отводилась русской печке. В разговоре между собой хозяйки рассказывали о своих печах, как о живых существах: "Моя-то капризничает, если дрова не те", "Подвела меня с жаром-то". Сейчас многие умеют печь пироги в газовых или электрических духовках. И вкусная, и красивая получается выпечка, но не такая, как в русской печке. Вот только самих печек почти не осталось...
С Татьяной Арсентьевной Адушкиной мы знакомы давно. Мимо ее дома, когда она печет пироги в русской печке на какие-то праздники, пройти невозможно. Звоню в дверь, за которой еще не забыли тайны мордовской кухни. Меня встречает разрумянившаяся хозяйка. Из двери следом за нею выплескивается густой аромат чего-то необыкновенного. Такой дух можно черпать ложкой!
Гостеприимная хозяйка сразу же пригласила к чаю с пирогами.
- Родилась я в селе Кочкурово в многодетной семье, - начала свой рассказ хозяйка. - Нас у родителей было пятеро: четыре сестры и брат. Время было тяжелое, трудное. Не всегда хватало еды, одежды. Отец всю войну был на фронте. Досталось маме одной в это время. Надо было и работать, и детей растить. Мама, Каргина Дарья Ивановна, так же, как и многие жительницы Кочкурова, участвовала в строительстве Сурского оборонительного рубежа. В нашем доме, как и во всех в то время, была русская печка. Конечно, в ней готовили, а мамины пироги для нас, детей, конечно же, были самыми лучшими. Она и нас учила, все время говорила, что пригодится в жизни. Я до сих пор помню, как мама из печки вытаскивала круглые караваи. Чаще всего хлеб был из ржаной муки. У меня (да, наверное, у всех моих ровесников) была тогда мечта - наесться вдоволь пирогов из пшеничной муки. Может быть, поэтому я люблю это дело, люблю русскую печку. Вышла замуж в село Качелай. Муж попался работящий, хороший. Сама работала долгое время в колхозе экономистом, потом возглавляла почту. Мечта моя сбылась, пеку из пшеничной муки. Мамины рецепты пирогов пригодились и мне, и моим сестрам. Родня у меня большая. Когда собираемся на какие-то праздники, все просят испечь пироги. Внуки, Даша и Коля, тоже выросли на моих пирогах.
Мы разговаривали долго, уходить не хотелось. Я смотрела на руки Татьяны Арсентьевны и вспоминала мамины. Они у них похожие: руки, которые знали тяжелый труд, которые пекли хлеб, ласкали детей и внуков. Какая-то внутренняя радость сопровождала меня до самого дома. Кто-то выращивает хлеб, а кто-то печет. Это тоже труд. Важный, почетный труд.
М. БОЧКАНОВА,
зав. сельским клубом с. Качелай.