Учитель – это призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка, которое не знает отпуска, каникул и перемен. У нас у всех были учителя, каждый из них оставил в нашей душе след – кто-то больший, кто-то меньший. Есть среди них и те, чьи имена мы с благодарностью произносим спустя многие годы. Год педагога и наставника, объявленный в нашей стране, повод к тому, чтобы еще раз вспомнить о них, учителях, дававших "путевку в жизнь" своим ученикам... Даже если их уже больше нет среди нас.
…Я держу в руках портрет молодой красивой девушки с удивительно ясными и добрыми глазами. Я ее никогда не видела и не знала, но почему-то снова и снова хочется смотреть на нее. Портрету уже много лет. Девушка - Лидия Петровна Сенотова в молодости. Ее уже нет с нами, но осталось то, что невозможно оценить никаким богатством, - ее ученики, каждому из которых она отдала частичку своего сердца.
Впрочем, и эта статья появилась благодаря ее ученикам. Узнав, что мы начали печатать цикл публикаций об учителях нашего района, жители и уроженцы Старых Турдак сами позвонили нам в редакцию и предложили написать о ней: "Пожалуйста, напишите о Лидии Петровне. Для нас она была самым лучшим учителем, примером в жизни. Это был такой удивительный человек…" Согласитесь, мимо такого предложения нельзя пройти просто так.
Собрать материал нам помогли родственники и ученики Л.П. Сенотовой – М.И. Еремина (медсестра ожогового центра), Т.А. Кондратьева (учитель русского языка и литературы в г. Рузаевка), Л.В. Карбаева (юрист в "Норове"), А.И. Косолапов (бывший преподаватель СПТУ-11) и многие другие. Передо мной лежат пожелтевшие газетные вырезки, письма, фотографии, собранные и бережно хранимые ими. Еще не читая, я уже знала, что мне хочется о ней написать.
Строчка за строчкой открывается история жизни бывшей учительницы Старотурдаковской средней школы. Сорок лет отданы ею ученикам. Про свою учительскую работу Лидия Петровна не раз говорила: "Это моя сбывшаяся мечта. Это моя жизнь…"
Родилась Лида в г. Горьком в семье военнослужащего. Детство совпало с самым трудным и страшным периодом в жизни страны - Великой Отечественной войной. Пришлось пережить голод, холод, нищету. На отца, который с первых дней войны был на фронте, пришло извещение со словами "пропал без вести". Маме пришлось очень трудно. Она решила переехать с дочкой на малую родину – в село Старые Селищи Большеигнатовского района. Здесь она снова вышла замуж. В семье появились сестра и брат. Мама была настоящей красавицей. Дети ее очень любили. В свободное время читала книги и детей тоже старалась приучить к этому.
Еще в школе юная Лида поняла, что хочет работать с детьми. Возможности дать ей учиться дальше у семьи не было. Спасибо директору школы (она его всегда вспоминала) Н.К. Приставкину, который уговорил маму и отчима отпустить дочь в педучилище. Как вспоминала потом Лидия Петровна, ей сшили юбку и кофточку, купили тапочки. Но в дорогу она их не обула. Так, босая, счастливая, и дошла до Ичалковского педучилища, до места исполнения мечты. Хотя время было тяжелое, студенческая жизнь запомнилась Лиде на всю жизнь. Жила в общежитии. Голодно, но весело. Вечерами студенты спорили, делились мнениями о прочитанном и мечтали о будущей работе. Днем учеба и общественная работа. Лида училась на "отлично" и была комсоргом группы, а потом курса. А еще запоем читала книги – привычка, привитая мамой.
Выпускница-отличница по распределению попала в распоряжение Ардатовского РОНО, и ее направили на работу в Турдаковскую школу учителем начальных классов. Ей хотелось сразу окунуться в работу, но учеников было мало, и она в течение года замещала учителей в трех школах. Следующий учебный год должна была начать в Баевской средней школе. Но случилось непредвиденное - судьбоносная встреча. 15 августа она ехала на работу, ее попутчиком был выпускник исторического факультета МГУ им. Н.П. Огарева, молодой специалист Георгий Васильевич Сенотов. Это была судьба. В 1960 году Георгий стал ее мужем, родился сын Александр. Вскоре Георгия Васильевича направляют директором в Урусовскую среднюю школу, а в семье появляется еще один ребенок - дочь Марина. Сама Лидия Петровна работала учителем мордовского языка и литературы. Жизнь налаживалась, хотя муж постоянно говорил о возвращении на родину. В 1965 году семья переехала в село Старые Турдаки Кочкуровского района. Сначала было сложно, но рядом были муж, дети, мудрая свекровь, любимая работа и ученики, без которых она уже не представляла своей жизни.
Лидия решила учиться дальше. Поступить с двумя детьми заочно в МГУ им. Н.П. Огарева на филологический факультет – это своего рода подвиг. Без помощи близких у нее бы ничего не получилось. Время менялось, ребячьи глаза смотрели на учительницу и ждали новых знаний. Обмануть, подвести их она не могла, а значит, нужно учиться самой – всегда, используя каждую возможность.
Иногда говорят, когда в семье два учителя – это "настоящая трагедия". Но Сенотовы, наверно, исключение. Понимая друг друга с полуслова, шли они к единой цели - обучение и воспитание детей. Началась новая жизнь, есть что вспомнить: школьные заботы и радости, долгие годы педагогического труда. В семье тоже все ладно, построили свой дом.
По себе знаю, учитель-словесник – это кипы тетрадей с диктантами, сочинениями, изложениями и упражнениями (а ведь в те годы в сельских школах классы были большие – по 25-30 учеников). Это бессонные ночи над чтением "программных" произведений русской и зарубежной литературы, современных авторов. Это конспектирование методических пособий, подготовка докладов. Это ежегодные письменные и устные опросы учеников. Это подготовка и проведение литературных праздников, олимпиад. Наверное, не было учителей в школе более загруженных работой, чем учителя русского языка и литературы.
Уважая в каждом ученике личность, Лидия Петровна старалась формировать в нем гражданское самосознание, воспитать доброту, пробудить интерес и жажду к знаниям. Немногословная, сдержанная и в то же время требовательная, она постоянно излучала уверенность в своей правоте, вызывая симпатию и уважение.
Русский язык всегда был профилирующим предметом, предусматривающим обязательный экзамен в качестве итоговой аттестации. Это требовало от учителя-словесника постоянного напряжения и особой ответственности. Свободного времени практически не оставалось. А ведь была еще семья, были дети. Но наступало утро. Звенел звонок на урок, все свои заботы оставляла за дверью и …. "Здравствуйте, ребята!"
С особой теплотой Лидия Петровна всегда вспоминала своих коллег, с кем пришлось ей работать: Татьяна Ивановна и Николай Федорович Гущины, Шамиль Мустафеевич Альбиков, Валентина Николаевна Агафонова, Любовь Николаевна Мамайкина, Тамара Николаевна Куркина и другие.
Прошли годы. Даже выйдя на заслуженный отдых, Лидия Петровна продолжала помогать сельчанам, бывшим своим ученикам советом, подсказкой, просто добрым разговором. После смерти мужа старалась не падать духом: занималась огородом, много читала.
Думала ли когда-то босая Лида, шагая в педучилище навстречу своей мечте, что в конце истории предстанет перед нами Учителем с большой буквы - Отличником народного просвещения, Заслуженным учителем школы РСФСР? Наверное, такого не было и в самых смелых ее мечтах… Сколько в ее жизни было учеников – она не считала. Да это и не главное. Бывшие выпускники Лидии Петровны и сегодня трудятся на благо своей Родины, достигнув высот в избранных профессиях, просто став хорошими людьми. Приезжая в село, они всегда ее навещали. И сейчас вспоминают они свою учительницу добрым словом.
Героиней одной из публикаций в предыдущем номере "Зари" была ученица Лидии Петровны Сенотовой - поэтесса Вера Нефедкина, в марте ставшая лауреатом национальной литературной премии "Поэт года". О любимой учительнице она сказала так: "Есть много титулов: заслуженный, великий, а я хочу сказать иначе – настоящий. Настоящий учитель, друг, наставник, советчик".
Примером для подражания во всем - в отношении к окружающим людям, огромном гостеприимстве, неиссякаемой душевной щедрости и доброты - она была не только для своих учеников, но и близких и родных. Выросли дети, шагнули в жизнь внуки. Сын Александр пошел по стопам родителей - работал учителем ОБЖ в Старотурдаковской школе. Сноха тоже учительница. Вот только школы в Старых Турдаках уже нет, и пришлось им сменить сферу деятельности.
Сегодня учить и воспитывать детей гораздо сложнее, чем вчера: изменилась жизнь, появились новые технологии и вместе с ними потоки новой информации. Учитель должен не только успевать шагать в ногу со временем, но и по-прежнему иметь чуткое, отзывчивое сердце, верить в идеалы любви, добра и справедливости, а еще помочь детям найти свое предназначение. И в этом учителя не заменит никакой искусственный интеллект.
М. ТИМОШКИНА.