Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Константиновского муниципального района Амурской области

676980, Амурская область, с. Константиновка, ул. Константиновская, 31
телефон: +7 (41639) 9-13-48
e-mail: zaryaamura@gmail.com

"Прекрасной души человек"

Так отзываются о Юлии Николаевне Казаковой бывшие коллеги, ученики, ставшие уже взрослыми, и просто знакомые

У неё есть всё, что присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия. Лев Николаевич Толстой сказал, что настоящему учителю достаточно иметь два качества – большие знания и большое сердце. Ёе огромное трудолюбие, искренняя любовь к детям и постоянный поиск новых форм обучения заслужили огромное уважение не только среди учителей, но и её учеников. Про таких, как она, говорят, что они работают с огоньком, полностью отдавая себя делу.

На мой вопрос, что повлияло на её выбор профессии, Казакова ответила: "А по-другому и не могло быть, ведь мы с младшей сестрой Людмилой росли в учительской среде и играли только в школу, других игр у нас не было, поэтому о выборе профессии мы никогда не раздумывали".

Мать девочек, Наталья Никифоровна, была учителем начальных классов. К сожалению, она рано ушла из жизни, оставив дочерей на воспитание бабушки и дедушки Анны Ивановны и Никифора Колистратовича Котух, которые безгранично любили своих внучек. Юлия Николаевна вспоминает, что за свою короткую, но яркую жизнь мама успела оставить след в памяти своих учеников: "Однажды мне посчастливилось часть своего отпуска провести в санатории "Уссури". В столовой за наш столик посадили седовласого мужчину, который, взглянув на меня, утвердительно сказал, что я дочь Натальи Никифоровны. Наше внешнее сходство с мамой разбудили в собеседнике тёплые воспоминания о первом учителе. Весь вечер он мне рассказывал о маме интересные истории из её педагогической биографии".

Своими первыми наставниками Казакова считает родную тётю, учителя русского языка и литературы, Марию Никифоровну и её супруга Максима Платоновича Горбачёвых. О них моя собеседница могла рассказывать часами. "В 58 году я окончила школу с золотой медалью, и нас, пять девчонок, поехали поступать в город. Старожилы помнят, что тем летом было сильное наводнение и многие дороги в селе были затоплены. Мы в ситцевых платьях со своими деревянными чемоданчиками пешком дошли до дороги (а кругом вода), и чтобы не замочить одежду, Максим Платонович посадил нас в лодку и сам по пояс в воде толкал её до грузовой машины, которая ждала нас на трассе Константиновка-Благовещенск. Вот с такого маленького казуса началась моя самостоятельная жизнь".

Вступительные экзамены Юля сдала на "отлично". Неугомонный характер девушки сразу же заметили в институте и избрали её старостой группы. С большим интересом она организовывала на курсе и факультете молодёжные вечера. "Наши студенческие годы были наполнены новыми впечатлениями, знаниями и знакомствами, - вспоминает моя собеседница. - В общежитии жили без конфликтов, как одна семья. К нам на борщ часто заходили городские девчата, мы никому не отказывали, всегда гостеприимно встречали, хоть и питались только тем, что из деревни родственники передавали. В столовую не ходили, сами кашеварили. Жизнь в общежитии научила меня многому, тогда же для себя я сформулировала девиз, которому верна до сих пор: "Быть всегда доброжелательной. Как ты к людям, так и они к тебе". Это правило мне очень пригодилось".

Пять лет учёбы в институте пролетели весело, интересно и очень быстро. Казакова окончила институт с красным дипломом и получила направление на работу в константиновскую санаторную школу-интернат. Но в 1963 году интернат ещё не был сдан в эксплуатацию, хотя штат педагогических работников уже набирали, поэтому первый год она работала в родной сельской школе учителем иностранного языка.

Вчерашняя выпускница попала в замечательный педагогический коллектив. В беседе со мной Юлия Николаевна всё больше старалась рассказывать не о себе, а о педагогах, с кем ей пришлось трудиться долгие годы. Она с большим уважением отзывалась о директоре школы: "Низко кланяюсь учителю математики Александру Павловичу Курьянович, который вёл предмет у меня в старших классах. Благодарю его за всё. Это был учитель от Бога, всегда выслушает и поможет. Он показал себя не только большим профессионалом, хорошо знающим свой предмет, но и прекрасным организатором, новатором идей. Взять, к примеру, школьный парк, посаженный его учениками, который уже ни один десяток лет является достопримечательностью нашего села…"

Она с большим интересом рассказывала о трудностях образовательной системы тех лет, но отметила, что, несмотря на все сложности, по художественной самодеятельности и спорту константиновская школа была в числе первых не только в районе, но и в области.

В январе 1964 года открыли интернат, и молодой учительнице пришлось вести иностранный язык в двух местах: до обеда проводила уроки в общеобразовательной школе, а потом пешком шла на край села в "санаторку", где её так же ждали ученики. Совмещать уроки в двух учебных заведениях, находящихся друг от друга на большом расстоянии, было сложно, но она не могла подвести Курьяновича и уйти посреди учебного года. Вот и приходилось ежедневно проходить такой путь.

Спустя какое-то время девушка вышла замуж за местного парня, молодая семья уехала в Благовещенск, только в городе они не прижилась и вернулись в родное село. В константиновской школе Юлия Николаевна вновь стала учителем иностранных языков. Неоднократно ей предлагали возглавить санаторную школу, а согласилась она, спустя десять лет, перейти на должность завуча: "Перейдя на работу в санаторную школу, я поняла, что этот шаг надо было сделать уже давно. Я оказалась на том месте, где должна была оказаться".

У Казаковой сложились очень доверительные отношения не только с коллегами, но и с учащимися школы. Часто, придя утром на работу, она заставала возле своего кабинета мальчишек и девчонок, которые хотели с ней поговорить о своих проблемах и услышать совет. "В таких ситуациях я понимала, что разговор не ограничится пятью минутами, поэтому приглашала ребят зайти ко мне после шести вечера", - вспоминает Юлия Николаевна. До темна она могла беседовать с детьми, стараясь разрешить их проблемы. Ведь многие дети, которые приезжали на санаторное лечение, были из неблагополучных семей, с исковерканными судьбами. "Иногда я плакала, когда читала личные дела или слушала ужасающие истории из жизни их семей, - рассказывает педагог. - Хотелось всех понять и всем помочь. Зачастую эти ребята сами путались в своих поступках, не зная что правильно, а что нет, поэтому шли ко мне. И какой бы уставшей и занятой к вечеру я не была, всегда находила возможность их выслушать. Никогда никого не ругала, просто пыталась понять всю подноготную конфликта, ведь сама выросла без родителей".

Она понимала: чтобы достичь успеха в воспитании и обучении ребёнка, необходимо уделять ему время не только на уроках, но и после них. "Воспитание - это настолько длительный и кропотливый процесс, что если ты не уделишь своего личного времени, не считая, что это будет почти бесплатно, то ты с этим ребёнком никогда не достигнешь никаких результатов. И вся работа будет только формальной", - утверждает Юлия Николаевна.

А дома её ждали муж и маленький сын Виктор. Семья была для неё крепкой опорой. Супруг Виктор Иванович всегда понимал и поддерживал жену во всех её начинаниях, помогал по мере возможности. В первые годы её работы в интернате он часто приходил в школьную мастерскую и вместе с ребятами изготавливал интересные поделки, красивые украшения. Очень много игрушек к праздникам воспитанники школы делали сами.

Именно из санаторной школы-интерната наша героиня вышла на пенсию, имея за плечами педагогический стаж в 45 лет и звание "Отличник народного просвещения". Но и после ухода на заслуженный отдых она ещё 12 лет вела уроки иностранного языка.

В беседе с этой удивительной женщиной я чувствовала её заботу и переживания о нашем селе, о людях, которые живут рядом с ней и об обществе в целом. Юлия Николаевна очень огорчена, что на сегодняшний день не функционирует санаторная школа-интернат: "Раньше это был небольшой самостоятельный городок. Держали подсобное хозяйство, работали медицинские кабинеты. Был уютный двухэтажный учебный корпус. Государство построило прекрасное учебно- оздоровительное учреждение. К нам на лечение приезжали ребята с ослабленным здоровьем со всего Дальнего Востока, чьи родители болели туберкулезом. У детей было усиленное питание, им оказывалась медицинская помощь, ежегодно выделялись детские путёвки в санаторий "Евпаторий", который находится на побережье Чёрного моря в Крыму. Работали спортивные секции и кружки различного направления. Ребята постоянно участвовали в соревнованиях и творческих конкурсах, жизнь кипела. Наши воспитанники не хотели уезжать домой, многие мечтали вернуться обратно. А сейчас уже два года не топится учебное здание, это значит, что оно постепенно будет разрушаться. Мне тяжело осознавать, что наше учреждение со временем может полностью прийти в упадок".

За свой большой педагогический стаж Юлия Николаевна стала наставником многих молодых учителей, она всегда напутственно им говорила: "Всякий происшедший факт надо не хвалить, не порицать, а разбирать как простую математическую задачу. К любой ситуации необходимо подходить скрупулёзно, только тогда будет успех в воспитании".

Сейчас Юлия Николаевна Казакова находится на заслуженном отдыхе, но продолжает трудиться. До сих пор к ней обращаются ученики, кому необходима помощь в освоении английского языка.

Вся её жизнь - это яркий пример для многих начинающих педагогов. Она не чувствует себя одинокой и её сутки расписаны по часам. А в день её рождения или 8 Марта до неё дозвониться просто невозможно, потому что те, кто знаком с этой удивительной женщиной, хотят поздравить её и пожелать ей крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Автор: Галина Андриук.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 351

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика