Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Константиновского муниципального района Амурской области

676980, Амурская область, с. Константиновка, ул. Константиновская, 31
телефон: +7 (41639) 9-13-48
e-mail: zaryaamura@gmail.com

Зеркало мудрости

Для каждого человека самая близкая история – это жизнь его семьи, ведь семья – частица народа. Всегда люди гордятся своими предками. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей своей малой родины, своей страны.

Однажды в гостях у моей бабушки Клавдии Вениаминовны Новиковой я увидела необычную кастрюлю. В эту кастрюлю вставлялась решётка с маленькими, частыми дырочками. Бабушка сказала, что это пароварка и в ней она собиралась приготовить бурятское национальное блюдо буузы, по-другому - позы. Меня заинтересовала не только необычная кастрюля, но и блюдо, которое готовила моя бабушка. Мне захотелось узнать историю бурятской кухни и народа в целом, проживающего в нашей огромной многонациональной стране, ведь мои предки являются его представителями.

Буряты в моей семье

Моя бабушка родилась и выросла в селе Зырянск Прибайкальского района Бурятии, там же всегда жили и трудились ее родители Седунова Татьяна Сергеевна и Седунов Вениамин Иванович. Моя прабабушка много лет проработала телятницей в селе, была депутатом Сельского совета, а прадедушка работал в колхозе плотником. Прадед моего прапрадедушки Седунов Иван был чистокровным бурятом - крещённый в православной церкви, таких людей называли "выкресток". Его правнук, Седунов Иван Егорович, был участником Великой Отечественной войны, награжден медалью "За победу над Германией" и орденом Красного знамени. Мой папа тоже родился в Бурятии, но в 1983 году он с моей бабушкой переехал в Амурскую область. По возможности бабушка всегда старается съездить на свою малую родину, и в 2018 году я тоже посетила Бурятию.

История происхождения бурятского народа

Бурятия - один из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, поражающий удивительным разнообразием природы, органично сочетающей величие и мощь Байкала, бескрайние таежные пространства, полноводные реки и заснеженные вершины саянских горных хребтов. С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы.

Предки бурят жили в районе Байкала с глубокой древности. Учёными-археологами найдена возле села Турунтаево пещера - стоянка древних людей. Они жили здесь более 80 тысяч лет назад. Впервые буряты упоминаются в "Сокровенном сказании монголов" - уникальном памятнике монгольской литературы тринадцатого века, посвящённом жизнеописанию Чингисхана. Писалось оно ещё тогда, когда был жив Угэдэй-хан, сын Чингисхана, уже сильно больной тогда. Буряты упомянуты там как один из лесных народов, покорённых другим сыном Чингисхана, Джучи. Тогда Забайкалье оказалось в центре событий мирового значения.

В 1204-1205 годах Чингисхан, ещё носивший имя Темучжин, объединил под своей властью все основные племена Монголии, включая Забайкалье и Предбайкалье, которые являлись северной частью монгольского мира и носили название - страна Баргуджин-Токум. В те грозные времена начала складываться бурятская народность. Этот процесс, конечно, длился ещё очень-очень долго. В нём приняли участие многие племена и народности, жившие в этих местах. Постоянные перемещения, смешивание кровей, междоусобицы, частые перемены образа жизни, вообще бурная жизнь кочевников делают очень трудным изучение истории возникновения народа.

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения бурят и этого названия. Но, конечно, древняя и средневековая история бурят является частью истории монгольского народа. Первый российский учёный из бурят Доржи Банзаров утверждал, что буряты - северные монголы. С приходом русских и установлением границ России с Китаем и Монголией некоторые племена оказались обособлены от остального монгольского мира. А некоторые объединились, неся с тех пор общее самоназвание - бурят-монголы.

Традиции

Буряты считают озеро Байкал живым божеством. Он дает им здоровье, энергию и защищает их как своих детей. Родовая земля охраняется и духами-хозяевами. Обо — кучи камней, сооружённые в честь этих духов. Каждый идущий или едущий мимо должен что-то оставить там: камень, тряпочку, немножко еды и питья, можно денежку или спичку. Важным родовым духам совершают ежегодно летом долгие ритуалы с жертвоприношениями, возлияниями и гулянием у подножия обо.

Буряты очень заботились о своих детях. Относились к детям исключительно мягко, очень любили их, но требовали беспрекословного послушания. Новорождённым мальчикам радовались больше, чем девочкам. Это наследник, будущий хозяин и продолжатель рода. Особым почтением пользовалась у бурят колыбель. Она передавалась только от родителей мужа. Даже братья не могли брать колыбель друг у друга. Старая колыбелька была увешана оберегами - защитными ритуальными предметами, и на ремне столько тряпочек с пуповинками, сколько ребятишек в ней выросло.

Мальчиков с детства учили воинскому искусству и охоте. Девочки с 12 лет были уже мастерицами и вовсю помогали по хозяйству. Они к этому возрасту постигали все премудрости под руководством мамы, тетушек и бабушек.

Жили большими семьями, все вместе. Рядом с семьей деда - семьи всех его детей, каждая в своей усадьбе. Дед - патриарх обладал большой властью и решал все сам. Взрослые дети подчинялись отцу. Историю рода и генеалогию племени, родовые легенды, мифы, предания и песни знали все. Каждый ребёнок должен был знать наизусть минимум семь поколений своих предков. Это нужно, чтобы человек ощущал себя не одиночкой, а представителем древнего рода, связанным со всем племенем, с народом, с человечеством в целом. А ещё необходимо для того, чтобы ближайшие родственники не переженились между собой, потому что в результате род может вымереть из-за кровосмешения. Женились и выходили замуж буряты рано, родители с детства договаривались о будущей свадьбе.Свадьбу играли летом или осенью, в полнолуние или новолуние, обязательно советуясь с ламами или шаманами подходят ли жених и невеста друг другу, получится ли хорошая семья.

Традиционная пища

Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием.

У бурят пища из молока занимает особое место. Молочные продукты - главные блюда на любом праздничном столе. Как русские встречают гостей хлебом и солью, так буряты – молоком или другой молочной пищей. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), урмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего – архи (тарасун).

Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят. Значение и количество потребления ее возрастали в зимнее время. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина. Для разнообразия употребляли звериное мясо – козлятину, сохатину, заячье и беличье мясо. Иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. Существовал также обычай заготавливать на зиму уусэ – конину. В зимнее время особенно лакомым были сырая печенка (эльгэн), почки (боорэ) и сало (арьбан) коня. Символом бурятской кухни на сегодняшний день являются буузы.

Позы (буузы)

Бурятские буузы считаются национальным блюдом. Без них не обходится ни один семейный праздник. Буузам посвящают не только песни, стихи, но даже выпустили фильм. Сегодня, сохраняя вековые традиции, они превратились в модное и востребованное блюдо.

История происхождения бууз уходит далеко в историю и окутана легендами: "Случилось это почти четыреста лет тому назад, во времена распространения буддизма на монгольской земле. Глава тибетских лам пригласил в гости монголов, а к их приезду приказал приготовить буузы — "мясо, завернутое в тесто". Шарики из рубленого мяса с салом оборачивали тестом, оставляя небольшое отверстие, вокруг которого делали ровно 33 защипа. Столько было складок в одеждах тибетских священнослужителей. По хитрой задумке главы, это блюдо должно было символизировать повиновение и поклонение монгольских племен буддизму.

Потому и защипов было 33, и отверстие наверху, которое означало "отсутствие головы". Монгольские гости прибыли и приняли угощение, хоть и разгадали его тайный, коварный смысл. Однако протестовать никто не стал. Напротив, после визита к ламам на земле кочевников был отдан приказ готовить буузы именно в том самом виде, в котором их готовили тибетские монахи. Для приготовления фарша использовали мясо пяти животных: верблюда, барана, козла, коня и коровы. В фарш также добавляли сало, дикий лук и чеснок.

Первоначально это была пища лам, и варили буузы не на пару, а жарили на специа- льно приготовленном масле. В таком виде блюдо могло долго храниться и не портиться, поэтому монахи брали его с собой во время своих путешествий.

Буузы - древнее общемонгольское блюдо, которое буряты готовили исключительно по праздникам. Бууза воплощает мудрость бурятского народа. Когда далекие предки придумали буузы, за основу они брали устройство юрты. В круглом по форме жилище в середине располагался очаг, дым выходил из отверстия в крыше. Несмотря на свою простоту, юрта устроена хитро: зимой в ней тепло, а в жару прохладно.

Причина тому хороший воздухообмен. Похожий процесс происходит и при варке бууз. Верхушку образуют защипы, разбегающиеся по кругу и образующие небольшое отверстие. Опытность хозяйки гости определяли по количеству защипов. Считалось, чем больше защипов, тем лучше владеет женщина кулинарным искусством.

Считается, что буузы — один из вариантов китайского блюда баоцзы, откуда происходит и название кушанья, но в отличие от китайского блюда начинка в буузах исключительно мясная с небольшим добавлением зелени. Блюдо также похоже на кавказские хинкали и тюркские манты.

В обычные дни буузов делают по 100-150 штук, но на Сагаалган (Новый год по-восточному календарю) их делают много- много, чтобы на два-три дня осталось. Приготовление бууз – это не просто готовка, это традиция, готовят обычно их всей семьей. Для приготовления данного блюда и требуется пароварка.

…Питание каждого народа определяется условиями, в которых он живет. Так как бурятский народ проживает в суровых условиях Сибири, питание стало неотъемлемым фактором для поддержания устойчивого и крепкого здоровья. В связи с этим у бурятского народа появляются свои методы и рецепты приготовления пищи.

Я горжусь тем, что частично принадлежу бурятскому народу. И каждый человек, кем бы он ни был, где бы он ни находился, должен знать историю своего народа, своей земли. Должен знать все обычаи, законы, традиции.

И напоследок хочу сказать, что нам есть чем гордиться: своим прошлым и своим настоящим. А каким будет будущее – зависит только от нас.

Автор: Мария Тарасова, ученица 6-го класса новопетровской школы.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 648

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика