12 апреля в Самойловской школе № 1 было шумно и многолюдно. Сюда из нескольких школ района в этот день съехались педагоги русского языка и литературы вместе со своими учениками. А поводов для встречи было сразу два – подведение итогов конкурса "Живая классика" и районного конкурса ученических проектов, связанных с русским языком и литературой.
В муниципальном туре Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика – 2013" среди учащихся шестых классов общеобразовательных учреждений района приняли участие победители первого школьного тура конкурса, проходившего с 1 по 15 февраля. Каждому участнику предстояло декламировать по памяти отрывки из прозаических произведений и стихотворения, не вошедшие в школьную программу по литературе.
Первой выступила Дарья Пучкина, ученица МКОУ "СОШ № 1 р.п. Самойловка". Прочтенный ею отрывок из романа Т. Ширяевой "Утренний иней" не оставил равнодушными ни членов жюри, ни зрителей. Дарья сумела не только внешне, но и внутренне перевоплотиться в образ героини произведения. За что единогласно была удостоена первого места.
Не менее интересное выступление было у Эльмиры Тугушевой из МКОУ "СОШ с. Святославка". Прочитав произведение Ю. Друниной "Зинка", Эльмира была награждена дипломом за второе место.
Третье место жюри конкурса присвоило Александру Калашникову, ученику МКОУ "СОШ № 1 р.п. Самойловка" за выразительное прочтение стихотворения "Песнь о буревестнике" М. Горького, сопровождаемое презентацией.
Интересными были стихи, отрывки из рассказов, прозвучавшие из уст Анастасии Зиновьевой, Владислава Гаврикова и Кристины Саблиной из Святославской школы, Евгения Стеценко из Еловатской школы, Михаила Паршина и Руслана Рязанова из Садовой школы, Оксаны Корепановой из Самойловской средней школы № 2.
При подведении итогов конкурса жюри, в составе методистов отдела образования С.М. Мельниковой, М.П. Кутельмах и педагога-библиотекаря МКОУ СОШ № 1 Г.А. Хибриковой оценивало как грамотность речи выступающих и выбор произведения, так и артистизм исполнения, глубину проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
Победителей наградили дипломами "Победителя районного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика" и книгами.
Всем выступающим, не занявшим призовые места, вручили грамоты за участие в конкурсе. Победители муниципального тура конкурса, занявшие первое, второе и третье места, 23 апреля, во Всемирный день книги и авторского права, примут участие в региональном туре.
Кроме этого, в рамках работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы в школе прошел районный конкурс лингвистических и литературоведческих ученических проектов. Его участниками стали учащиеся 5-11 классов школ района. Ученицы Песчанской школы Ольга Саенко и Елена Масычева подготовили проект под названием "Особенности топологии", в котором рассказали интересные сведения из истории образования села Песчанки. В рамках проекта девочки провели исследование, пообщались со старейшими жителями села, узнали особенности образования фамилий в селе, названия улиц, озер, прудов.
Арина Рыкова, ученица 5 класса МКОУ СОШ № 2 р.п. Самойловки в своем проекте по литературе "Единороги…мифы и реальность" подготовила информацию о том, кто же такие единороги, какие они, когда они жили, где их родина, почему единорогов можно считать реальными существами, и где в наши дни можно встретить животное, напоминающее единорога.
В рамках факультативного занятия "Кладовая словесности" учащиеся 6 Б класса Самойловской школы № 1 представили не менее интересную работу "В лабиринтах фразеологизма "Когда рак на горе свистнет". Используя несколько словарей, они нашли информацию об этом фразеологизме. Учащиеся занимались исследованием, а все, что удалось им выяснить, оформили в стенгазете, которую представили на суд жюри и зрителей.
Учащиеся 7 класса Еловатской школы в проекте "Что в имени тебе моем?" подготовили информацию о значении имен учащихся их школы, а также о происхождении имен и их влиянии на судьбу человека.
Большую работу провела Ольга Якунина, ученица Воздвиженской школы. Подготавливая проект о правописании корней с чередующимися гласными, совместно со своими одноклассниками Ольга сделала иллюстрированную электронную брошюру "Кто командует корнями", в которой указаны правила и примеры правописания корней. Создали рисованный мультипликационный фильм и оформили стенгазету "Зри в корень".
Проект по литературе "Смерть Лермонтова", подготовленный Дарьей Чумаченко, ученицей 9 класса Самойловской СОШ № 2, был не менее интересен. В нем приводились версии, по которым был вызван на дуэль М.Ю. Лермонтов, и несколько версий причин смерти поэта.
О культуре речи в своем проекте рассказала Елена Кривкина, ученица 10 класса Песчанской школы. Проект "Культурно-языковое пространство моего села" был создан на основе общения с жителями Песчанки, в результате которого выявились морфологические ошибки в их речи.
По итогам конкурса жюри выбрало лучшие проекты учеников в двух возрастных категориях. Первое место (с 5 по 8 классы) присвоено учащимся из Воздвиженки, второе – учащимся СОШ № 1 и третье – группе учеников Еловатской школы. В категории с 9 по 11 классы первое место досталось ученице СОШ №2 Дарье Чумаченко.