Мы живем в век стремительных перемен: осуществляется модернизация образования, меняется его содержание, внедряются новые образовательные технологии, при этом одно остается неизменным – великая роль учителя. Он вводит ребенка в мир познания окружающей действительности, пробуждает и утверждает в его душе благородные чувства, воспитывает человеческое достоинство, веру в доброе начало.
День учителя - поистине всенародный праздник! Он особенный, потому что празднует его сегодня каждый человек, кем бы он ни был: шахтером, врачом, музыкантом, экономистом, летчиком, программистом или президентом страны. И неудивительно, ведь прежде всего - он чей-то бывший ученик. День учителя, на первый взгляд, – обычный профессиональный праздник. Но в действительности же он уникален. Только к учителям в этот день идут и едут ученики разных выпусков из разных городов.
В нашем районе немало школ, которые являются подлинными очагами просвещения, где работают неравнодушные люди, стараясь привить лучшее детям. Таким человеком является учитель географии средней школы №2 р.п. Самойловки Ольга Алексеевна Анохина.
- Ольга Алексеевна, что повлияло на выбор вашей профессии?
- Я родилась и выросла, можно сказать, среди педагогов. Наверное, поэтому и мечтала с детства об этой профессии. Моя бабушка была учителем, еще когда были рабочие школы. Мама преподавала русский язык и литературу, мой дядя тоже педагог, заканчивал тот же факультет Волгоградского государственного педагогического института, где в дальнейшем училась и я. Поэтому после окончания школы у меня не было сомнений и я твердо знала - пойду в пединститут. Выбрала для себя специальность географа-биолога, так как эти предметы еще со школы были самыми любимыми. Окончив институт в 1999 году, приехала на работу в Самойловку учителем географии сначала в школу №1, а через три года перешла в школу №2, где и работаю уже в течение десяти лет.
- Как вы считаете, что должно быть главным для учителя?
- Часто задаю себе этот вопрос. Конечно, любовь к детям, ведь трудно представить себе учителя, не любящего детей. Казалось бы, все просто: учитель учит, ученик учится. Но педагог – профессия творческая! Нужен особый талант – желание каждодневных открытий, впечатлений. И по-настоящему объединяет учителя и ученика только диалог, совместный поиск истины. Каждый ребенок неповторим, он – индивидуальность, личность. Важно быть доброжелательной. Ребята должны чувствовать, что я стараюсь помочь им усвоить учебный материал. И я всегда помню об этом, входя в класс. За порогом остаются все обиды и огорчения, а в класс несу доброжелательную улыбку, хорошее настроение и радость учения. Часто на уроках сама себя ловлю на мысли, что абсолютно не думаю о своих проблемах, о доме, семье. Настолько погружаюсь в атмосферу урока, забывая обо всем.
- В чем секрет вашего педагогического мастерства?
- Прежде всего, стараюсь научить детей верить в себя и делаю все, чтобы им было интересно на уроках. Ведь обучение – это тяжелый труд. А как учить не принуждая, увлечь, заинтересовать сложным предметом? Изжить скуку на уроках, развить познавательную активность учащихся мне помогают нетрадиционные формы обучения. Например, экскурсия, работа на местности, игра. Помогают в работе видеофрагменты, презентации, благодаря которым дети мысленно путешествуют, узнают, насколько мир многообразен и прекрасен. В процессе игры у детей вырабатывается умение мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим интересом, прилагают усилия, не замечая, что в это время приобретают новые знания и опыт. Стараюсь привлекать детей и к внеурочной деятельности. Веду туристический кружок, который они охотно посещают, а также индивидуально занимаюсь с ребятами, интересующимися моим предметом. Эффективность обучения зависит от множества факторов, но основной – мастерство учителя. А рост мастерства – процесс сложный, состоящий из маленьких каждодневных открытий. Поэтому я постоянно занимаюсь самообразованием. Этого требуют новые образовательные стандарты, новые программы. За последние четыре года два раза проходила курсы повышения квалификации, в том числе, и в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
- Ваше педагогическое и жизненное кредо…
- Идти вперед, не унывать и не сдаваться. Это важно как в педагогике, так и в повседневной жизни. Да и вообще, я по жизни оптимист. И этому стараюсь научить детей - радоваться жизни, каждому дню.