Время стремительно бежит вперёд. Давно в прошлом почтовые голуби и вестовые на лошадях. Но как бы не менялись технологии и как бы мы к почте не относились, без неё пока не научились обходиться.
Елена Иивановна Выборнова, начальник отделения почтовой связи из Ичалок тоже признаётся, что почта давно стала её судьбой. За тридцать лет и три года, которые связывают её с этой системой, успела прикипеть всей душой и нисколько не жалеет, что однажды решила связать с ней свою жизнь.
По большому счёту это было в некотором роде вынужденное решение. Ведь на почту Елена Ивановна пришла, когда осталась невостребованной в результате преобразований в торговле в начале 90-х годов. Как сама говорит, рассчитывала продержаться некоторое время, пока снова не найдёт работу продавцом. "Нужно было на что-то жить, где-то работать, поэтому решила устроиться в отделение на время, когда узнала, что один из участков как раз остался без почтальона", – вспоминает она.
Долго привыкать к коллективу и вникать в суть нового дела не пришлось. Доброжелательных, позитивных, общительных, честных принимают сразу, поэтому уже совсем скоро Елена Ивановна стала своей и в отделении, и для жителей ичалковских улиц Набережная, Интернациональная и Октябрьская, части Первомайской. Улыбчивую, добродушную, разговорчивую, её ждали в каждом доме, куда она спешила, разнося пенсии, газеты и журналы, письма и извещения на посылки и бандероли, заказные отправления. Может, такая работа и не была пределом мечтаний, но, говорит, ей, молодой, полной сил и энергии, не составляло труда пробежать по трём улицам и захватить часть Первомайской, побыть на свежем воздухе, да и график, не ограниченный строгими рамками, подходил. А самое главное, радовало общение с людьми. Сама не заметила, как год прошёл, потом второй, третий, а там и восемь пролетело. Успела со всеми подружиться, в том числе и с самыми злыми собаками, которые встречались на сельских улицах. Постепенно они перестали лаять на неё, а потом начали радоваться, когда видели.
Неужели за это время так и не подвернулось ни одного подходящего места за прилавком? Или уже не искала? Наверняка, такие были, но магия почты оказалась сильнее. Поэтому неудивительно, что когда освободилось место оператора, согласилась занять его. А спустя ещё некоторое время, заменила начальника отделения.
Работы у начальника ОПС всегда хватает с избытком. Приём и обработка входящей и исходящей корреспонденции, работа с почтальонами, которые должны отчитываться за вручённые или же не вручённые по каким-то причинам пенсии, заказные письма, реализованный товар. При этом каждый шаг должен быть занесён в компьютер, а каждая квитанция, накладная должны быть всегда под рукой. Почта такое место, где важно уметь быстро ориентироваться и принимать решения. Ситуации возникают разные, порой непредвиденные, ведь работать приходится с людьми. То, что Елена Ивановна сама достаточно долгий срок проработала почтальоном и оператором, помогает ей руководить коллективом. Зная работу изнутри, лучше понимает, почему так, а не иначе поступают подчинённые, а порой может дельную подсказку дать, поделиться опытом. Поэтому конфликтов как таковых не случается ни с подчинёнными, ни с клиентами. Умеет Елена Ивановна ладить и находить общий язык со всеми. Неудивительно, что жители Ичалок приходят в отделение не только для того, чтобы оплатить коммунальные услуги или получить посылку, но и просто пообщаться с приятными людьми, которые всегда выслушают, посоветуют, посочувствуют, если нужно, поддержат. "За день у нас бывает достаточно много народу, так что за работой и общением день пролетает незаметно. Стараюсь всех выслушать и всем помочь", – говорит Е.И. Выборнова.
По большому счёту, начальники сельского почтового отделения – это универсальные специалисты. Если складывается такая ситуация, что некому, сама может пойти разнести пенсии, газеты, письма. В момент большого скопления клиентов может прийти на выручку оператору, чтобы люди не томились в очереди, тем более, что помещение Ичалковской почты совсем крохотное. Главное в работе – чтобы клиенты были довольны.
Бок о бок с Е.И. Выборновой в этом же отделении трудится её сноха Маша. Так уж совпало, что девушка стала женой её сына, хотя, когда только пришла на почту, носила совсем другую фамилию. Кстати, тоже устраивалась на почту временно, подменным почтальоном, а уже много лет работает оператором. Знает всю работу, которая только есть в отделении, если требуется, может подменить начальника. При этом об обаянии, о том, насколько обходительна с клиентами, приходилось не раз слышать не только от жителей Ичалок, но и Кемли, например. Кажется, некоторые даже расстраиваются, когда компьютер работает нормально и не зависает, потому что общаться с таким человеком хочется дольше, чем требуется времени на почтовские операции. Удаётся Марии и дружелюбие проявлять, и внимания не терять, когда платежи принимает, без которого в её работе точно не обойтись. Очень нужно оно, внимание, когда с деньгами дело имеешь, потому что одна неверная цифра, одно неверная клавиша на компьютере, и деньги уйдут не туда. И хотя всё поправимо, конечно, но репутацию свою, отделения, в котором работаешь, и Почты России в целом подрывать не хочется.
Не могла не поинтересоваться, сколько экземпляров районки сегодня выписывают в Ичалках. Оказалось, что 360. В прежние же годы подписка достигала 100-150 экземпляров на каждом из пяти участков. "Сейчас люди стали меньше выписывать изданий, меньше писать писем, осталась практически только деловая корреспонденция. Письма простые редко кто пишет, разве открытки к праздникам. Я и сама не помню, когда последний раз отправляла кому-нибудь письмо. Электронная почта, социальные сети, месенджеры - мир движется вперед", – констатирует Е.И. Выборнова.
– А представляете, что однажды почта закроется, перестанет быть?
– Это вряд ли: одни функции сокращаются, другие появляются. Без дела не сидим.
– Что самое хорошее в вашей работе?
– Коллектив хороший – работоспособный и дружный.