Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ичалковского муниципального района Республики Мордовия

431640, Республика Мордовия, Ичалковский район, с. Кемля, ул. Советская, дом 54
телефон: +7(83433) 2-16-89
e-mail: land@moris.ru

"Живу, дышу и восхищаюсь"

С Анастасией Наумовой мы беседуем в её бывшем школьном классе. Одиннадцать лет она сидела здесь за партой, а год назад вернулась в Ладскую школу в качестве учителя биологии, географии и химии.

Мама не переубедила

– Анастасия, почему вообще профессия учителя? Есть у Вас в семье педагоги?

– Да, мама Ольга Владимировна – учитель математики, физики и информатики в Оброченской школе. Я тоже хотела поступать на физмат, но ближе мне всё-таки оказалась биология. Я поступила на профиль "Биология. География", а потом прошла переподготовку и на учителя химии.

– Педагогика – это либо история про династийность, либо наоборот: дети, глядя, как родители ночами проверяют тетрадки и пишут планы, ни за что не хотят идти в профессию.

– Я, конечно, видела, что маме постоянно не хватает времени на какие-то дела, она почти всё время за компьютером. Но такого, чтобы категорически не идти в педагогику, у меня не было. Наоборот, решила – попробую. А если пойму, что не моё, выберу другую специальность.

– Сама мама Вас не отговаривала?

– Убеждала, чтобы я хорошо подумала. Но всё-таки не переубедила. У мамы очень большой педагогический стаж, я ей восхищаюсь и надеюсь, что тоже останусь в школе – пусть даже не в своей. Педагогика – это моё, это я поняла ещё в вузе, на практике.

Найти подход

– На первых порах не ощущали со стороны школьников некоего панибратства? Многие ведь Вас ещё ученицей помнят...

– Свой первый урок – биологию – я вела в 8-9 спаренном классе. И они, и 10-11-классники помнили меня как ученицу. Думала, будут трудности, но нет, никакого панибратства между нами не было. Ученики сразу поняли, что я теперь их наставник.

– В Октябрьской школе тоже преподаёте с прошлого года?

– Да. Там, как и в нашей школе, не было учителя, приходится совмещать. Там поменьше часов, веду только биологию и химию. Хотя с внеурочной деятельностью иногда получалось, будто отвела восемь-девять уроков!

– Дети в разных школах разные, как Вам кажется?

– Дети везде одинаковые, но нужно к каждому найти подход. Я убеждена, что у каждого ребёнка есть изюминка, конкретный интерес: одному нравится с микроскопами работать, другому что-то нарисовать или сделать самому. Найти этот интерес и значит найти подход.

– Думаете, к каждому можно найти подход? Не бывает непрошибаемых?

– К каждому: с помощью современных технологий. Детям интересно то, что они сейчас делают. А что они делают? Снимают фото, видео, рилсы. Логично, что им будет интереснее работать на компьютере. Поэтому, например, на географии мы пользуемся программами, строим в них карты, схемы, диаграммы. Я отошла от использования обычной бумажной карты. Работаем только с атласами, а всю номенклатуру сдаём на специальных сайтах.

– Опытные коллеги не протестуют по этому поводу?

– Бывает, дискутируем на тему, что с компьютера дети хуже запоминают информацию. Я так не считаю.

– Особенность работы маленьких школ – классы-комплекты. Как строится урок в спаренном классе? Программа же разная.

– Если темы более-менее похожи, стараюсь их объединять. Когда в прошлом году оба наших 9-классника готовились к ОГЭ по биологии и географии, материал, который проходил восьмой класс, мы повторяли. Но чаще делю время: пока занимаюсь с одними, другие работают самостоятельно. Это, в общем, не противоречит новому федеральному государственному образовательному стандарту, который делает больший упор на самостоятельную работу учеников под присмотром педагога.

– Зато для самого педагога это сложно.

– Сложно, тем более на первых порах. Но я понимала, куда иду.

Новая ступень

– Вы окончили Мордовский педагогический университет с красным дипломом, сейчас поступили в магистратуру. Для Вас магистратура – это?..

– Новая ступень, новые возможности. Преподавание ведь не ограничивается школой; возможно, после неё решусь на аспирантуру и продолжу работу уже в вузе. Работать со студентами в определённом смысле легче и интереснее: они более самостоятельные, более подготовленные. Хотя думая об этом, ловлю себя на мысли: а какими в студенчестве будут мои нынешние ученики?..

– Есть, по-Вашему, какие-то вневременные, общечеловеческие характеристики хорошего учителя?

– Конечно. Во-первых, учитель должен быть добрым. Это важно, ведь дети всегда тянутся к чему-то хорошему. Вот и учитель должен притягивать к себе как магнит, и тогда к ученикам будут притягиваться знания. Строгость тоже нужна, и тонкий баланс между ней и добротой приходится выдерживать. Строгость воспитывает дисциплину у учеников, но педагог и сам должен быть дисциплинированным. Если в нём этого нет, если у него всё раскидано, он не следит за таймингом, ничего не успевает на уроке – как ученики будут брать с него пример?.. "Если ему можно, то и мне тоже можно!".

– Вы стараетесь сформировать свой профессиональный характер сами? Или есть педагоги, на которых хотите быть похожими?

– Стараюсь сама – но, конечно, с теми чертами, которые хотела бы перенять от своих наставников. Среди них наш нынешний руководитель Светлана Геннадьевна Лукьянова: очень добрый, понимающий человек, к которому хочется тянуться и стоит прислушиваться. Она очень помогала мне во время учёбы, помогает и сейчас. Во многом благодаря ей моё "вливание" в школьную жизнь прошло довольно легко, хотя как на ученицу на меня зачастую смотрели не только школьники, но и учителя тоже.

Мама, конечно, – тоже пример, особенно в части дисциплины и тайминга. Ведь дети учителей – всё-таки другие дети: они знают "закулисье", знают, что кроется за школьной картинкой. Знают, сколько времени педагоги тратят на то, чтобы прийти на урок, например, с видеороликом или презентацией.

Ну и, конечно, не могу не вспомнить моего научного руководителя, доктора педагогических наук Михаила Александровича Якунчева. У него я училась умению "разложить всё по полочкам", искать в материале смысловую доминанту и выстраивать всё вокруг неё. Работая над дипломом, мы в прямом смысле были на одной волне!

– О чём, кстати, был Ваш диплом?

– Я писала о формировании практических умений при изучении растений на уроках биологии в сельской школе. У нас пришкольный участок, и не цветник, а именно огород, так что я обобщала опыт практических занятий с детьми именно в сельской школе. До сих пор вспоминаю, с каким интересом работали с рассадой 10-классники. Подкармливали, поливали, замеряли... Два парня!

Новое и старое

– Анастасия, в педагогике Вы новатор или консерватор?

– Новатор. Нет, конечно, использую и проверенные инструменты: раздатку, карточки. Стараюсь совмещать старое и новое, но всё же больше тяготею к современности, к тому, что будет интересно детям. В декабре прошлого года, например, делала лотерейные билеты для школьников. Выигрыши разные: кому-то оценку поднять, кому-то – отмена домашнего задания. У ребят было три недели, чтобы ими воспользоваться. Им было интересно, потому что это новое! Кроме того, мы с детьми активно снимаем и монтируем видео, сториз, рилсы с мероприятий, праздников. Да, много основной работы, но и мне, и им это интересно.

– Коллеги, у которых не один десяток лет стажа за плечами, как относятся к новым методам работы?

– Они не против новаций. Наоборот, расспрашивают, многим интересуются. Я всегда готова что-то подсказать, в чём-то помочь.

– Задача педагога – научить. Сам он при этом должен учиться новому, как считаете?

– Я ещё на третьем курсе поняла, что знания, которые даёт университет, – это базис. Всё остальное – надстройка, которую ты возводишь сам. Это и образование, и профессиональные достижения, и самореализация. Педагог должен идти в ногу со временем – это сто процентов. Современные дети требуют современного в них вклада, а если ты не знаешь этой современности, им не будет с тобой интересно, и все усилия уйдут в никуда. Нужны и курсы, и конференции и любые другие возможности узнать что-то новое. В университете я и на мини-стажировки ездила, и гранты училась писать, и занималась научной работой. Прошла в полуфинал проекта "Твой ход" президентской платформы "Россия – страна возможностей", ездила на экскурсию в Петербург. Вообще очень люблю путешествовать, объехала почти все города Приволжского федерального округа. Хотя в масштабах России это не так много.

– Куда мечтаете поехать?

– На Байкал. Может быть, в следующий отпуск (улыбается).

Домашний педсовет

– Раз уж заговорили про увлечения. Чем ещё занимаетесь в свободное время? Если оно, конечно, остаётся.

– Люблю читать книги, они расширяют кругозор и развивают речь. Раньше старалась читать каждый вечер, но сейчас сил на это почти не остаётся. Иногда вышиваю гладью, но это тоже пока упущенное хобби. И очень хорошо сейчас понимаю маму, которая дома, с нами, была очень немногословной. Когда ты девять уроков что-то говоришь, остальное время хочется помолчать.

– Кстати, мама профессиональные советы Вам даёт?

– У нас каждый вечер педсовет (смеётся). Мы обмениваемся опытом: всё-таки я недавно пришла в профессию, в коллектив, не знаю многих лайфхаков, а мама спрашивает о современных подходах к образованию, к урокам. Прямые советы в духе "надо делать так!" мы друг другу не даём. Скорее обе "придерживаемся мнения".

– Хотели бы, чтобы Ваши будущие дети продолжили педагогическую династию?

– Трудно сказать, потому что сейчас я живу, дышу и восхищаюсь своей профессией, для меня всё легко. А мой ребёнок, возможно, на меня посмотрит и решит: не хочу. Не буду настаивать, пусть сам выбирает свой путь. Хотя, может быть, брат станет учителем, почему нет? Его зовут Евгений, он перешёл в седьмой класс.

– Вопрос с подвохом: на уроках поблажки ему делаете?

– На работе понятия "родственник" у меня нет, спрашиваю так же, как с других. Но на выходных, конечно, напоминаю об уроках и объясняю, если что-то неясно.

– Спасибо за беседу!

Автор: Наталья СМИРНОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 9

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика