А вот как обстоят дела с наследственностью среди, скажем, работников детских садов, есть ли там продолжатели дела своих родителей? Оказывается, есть, и я направляюсь в детский сад "Колосок" посёлка Куженер на встречу с воспитателями: мамой и дочкой Надеждой и Татьяной Соловьёвыми.
Лиха беда начало
Надежда Валерьевна трудится здесь уже почти четверть века, сейчас она старший воспитатель, это своего рода высший пилотаж в профессии, а в далёком 1999 году пришла сюда 19-летней девчонкой после окончания Оршанского педагогического колледжа. Всё ей тут было знакомо до мелочей, потому что сама ребёнком ходила в этот детский сад. А вообще на выбор профессии повлиял пример тёти, которая работала воспитателем. Бывает и так.
Признаётся, что начинать было нелегко, ребятишек много, все разные, а она человек от природы мягкий, поэтому первое время с дисциплиной были сложности. Детки неплохие психологи, и если дашь с ними слабину, в два счёта сядут на шею. Надежда Валерьевна, вспоминает, что в своё время сколько раз глаза были на мокром месте: то с детьми не идёт, то у родителей претензии. Но, поплачешь, успокоишься, сделаешь выводы и опять за работу. Хорошо, что опытные коллеги наставили на путь истинный.
Дети – главный дефицит
Дочь Татьяна один в один повторяет путь своей мамы: после 9 класса поступила в педколледж, окончила, сейчас трудится подменной воспитательницей и одновременно, как в своё время Надежда Валерьевна, заочно получает профильное высшее образование. Мама рассказывает, что у дочери была полная свобода выбора, никто ничего ей не навязывал, но она, хотя видела изнанку профессии (домашняя подготовка по вечерам), решила пойти на дошфак.
В принципе, как мне кажется (авт.), работать с малышами можно только по призванию, я бы, признаюсь честно, ни за какие коврижки в садик не пошёл. Тут нужны невероятные терпение и любовь. Малыши приходят в ясельную группу неумёхами, некоторые не знают, как ложку держать и не представляют себе жизни без подгузников. Это, конечно, вина родителей, которые всё перекладывают на детский сад – там, мол, научат.
А в садике памперсы вне закона, все нужно делать самому, да ещё режим, и мамы рядом нет. В представлении маленького человечка полная катастрофа. Понятно, что ясельники капризничают, тем более что сейчас детишек берут с полутора лет и даже раньше. А куда деваться, если их очень мало. Аховое положение дел с демографией садики чувствуют самыми первыми. Если раньше, говорит заведующая Ирина Михайлова, в группах было по 25-28 человек, шкафчиков и кроватей не хватало, то сейчас от силы 16-17. А в ясельной группе всего восемь малышей.
Родители возвращаются
Впрочем, в руках толкового воспитателя ребятишки быстро успокаиваются, универсальным решением "переключить" настроение на позитив является вовлечение их в игру. Тут они сразу забывают обо всех своих "горестях". Вообще нынешние малыши продукт своего времени: снижается их интерес к активным занятиям, ухудшается память, взрослые связывают это с засильем ТВ, интернета, компьютерных игр – всевозможной развлекаловки.
В садике телефоны – смартфоны запрещены, но детки, бывает, пытаются пронести их контрабандой, хотя всё равно быстро "палятся". Возвращают гаджет родителям, по существующим правилам забирать ребёнка должны папа или мама. Кстати, в этом отношении ситуация понемногу меняется к лучшему, если раньше родители массово выезжали на заработки, а детьми занимались дедушки с бабушками, то сейчас хотя бы один из родителей дома.
"Больничка" вне конкуренции
Рабочий день воспитателя начинается рано, официально детский сад открывается в 7.30, но многие привозят детишек, да, сейчас больше привозят, чем приводят, уже в семь. Люди торопятся. Воспитатели к этому времени уже на месте, встречают дошколят у входа. Как говорит заведующая "Колоска", их воспитатели народ настолько ответственный, что за все годы работы она не припомнит ни одного случая, чтобы кто-то опоздал.
Ну а дальше всё по графику: зарядка, поход на горшок, трёхразовое питание – части ребятишек не нравятся каши и, особенно, супы, а любимые блюда в "Колоске", как ни странно, макароны и тушёная свекла. Много времени – три часа – проводят на свежем воздухе, если, конечно, погода позволяет. Масса полезных занятий: знакомство с окружающим миром, развитие речи, музыка, физкультура, деткам очень по душе так называемая "свободная игровая деятельность". В это время можно заняться понравившимся делом, это может быть лепка из пластилина, мальчишкам подавай конструкторы (вот они – будущие инженеры), любимая коллективная игра – "больничка" – всех кукол перелечили уже по многу раз.
Смена подрастает
Младшую Соловьёву мы нашли на детской игровой площадке. Две девчушки – подружки доверительно демонстрировали воспитательнице прогалы в передних молочных зубах. Работа нравится, рассказала Татьяна, набираюсь опыта, если что, за советом есть к кому обратиться.
– Из Татьяны Александровны получится хорошая воспитательница, – говорит заведующая, – самое главное, дети её любят. Так что достойная смена подрастает.
P.S. Ну а своего рода признанием труда воспитателей являются примеры, когда ученики первого класса, походив на уроки, заявляются в садик: можно мы у вас останемся? Здесь лучше.