В 1945 году Победой закончилась Великая Отечественная война. Советский народ приступил к мирному созидательному труду: в степных полосах и засушливых районах высаживался лес, строились каналы, заводы, электростанции.
В 1945 году Победой закончилась Великая Отечественная война. Советский народ приступил к мирному созидательному труду: в степных полосах и засушливых районах высаживался лес, строились каналы, заводы, электростанции. Не остались без внимания и железные дороги: прокладывались новые пути, которые оснащались средствами связи и автоблокировки. Пришла пора заменять средства тяги.
Полтора столетия основным средством передвижения на железных дорогах оставались паровозы. Неприхотливая машина-трудяга имела недостаток — низкий коэффициент полезного действия (в среднем 5-6%). От одной затраченной тонны топлива лишь 50-60 кг уходило на полезную работу, остальное "вылетало в трубу". Судьба паровоза была предрешена, поскольку у новых видов транспорта КПД был значительно выше (у тепловоза – 40-50%, электровоза — 70-80).
С 1959 по 1962 годы на участке Горький-Шахунья шла техническая революция: песочный балласт заменялся щебеночным, укладывались рельсы тяжелых типов Р‑65, Р‑70, удлинялась станция, вводилась автоматическая блокировка и сигнализация, внедрялась радиофикация, монтировался контактный провод. Все это было необходимо для перехода на автоматическую тягу.
В 1959-м шахунские паровозники начали осваивать длинное плечо от Шахуньи до Лянгасово, по которому до 1962 года проходила основная масса поездов. В это время локомотивщики из Лянгасово проходили обучение для вождения новых видов тяги: тепловозной и электрической. С 1960-го по 1963-й шла массовая переквалификация наших машинистов. Людей группами направляли в дорожно-технические школы — Горьковскую и Муромскую, организовывались курсы для самостоятельной подготовки кадров при депо.
Переход на новые виды тяги дал мощный толчок для повышения общего и технического образования работников. В коллективе десятки людей поступали учиться в вечерние школы, заочные техникумы и институты.
К концу 1962-го электрификация участка Шахунья-Горький завершилась. В канун нового года, 29 декабря, машинисту Ивану Васильевичу Шкаликову с помощником Павлом Ивановичем Амосовым было доверено вести в сторону Горького первый поезд на электротяге. Это было событие огромной важности!
Хорошо помню этот день. На путях стоял электровоз с портретом Ленина и надписью "К великой цели — коммунизму!". На станции было многолюдно, собрались железнодорожники и жители города. На импровизированную трибуну поднялись руководители района, Горьковской железной дороги и железнодорожных организаций узла. Состоялся митинг, на котором говорилось о том, что электрификация облегчит труд железнодорожников и рабочих других профессий, значительно повысит производительность.
По традиции разрезали алую ленточку. Электровоз двинулся в путь, дав протяжный гудок. Следом за ним для страховки на безопасном расстоянии шел резервный паровоз.
В этом году все мы отпраздновали 90‑летний юбилей локомотивного депо. Сегодня в ТЧП‑18 работает дружный, сплоченный коллектив под руководством молодых лидеров. Это радует. А в память о былых поколениях железнодорожников, которые самоотверженно трудились с начала основания депо, в центре Шахуньи установлен паровоз серии "ЛВ" — последнее техническое слово российского паровозостроения.
Евгений Дмитриев, ветеран, почетный работник ГЖД