Герой шекспировской трагедии Гамлет спрашивал себя "быть или не быть?". Первая буква в глаголе изменена намеренно: уж очень подходит такой заголовок к истории, о которой мы хотим рассказать читателям.
Точка отсчета
А началось все с письма, появившегося в редакции нашей газеты 11 января.
"Жители города Шахуньи обращаются с просьбой разобраться в ситуации, которая сложилась по предоставлению услуг единственной бани, расположенной по улице Минина. Начиная с осени 2017 года, изменилась стоимость билетов, которые подорожали на 80%, а качество услуг ухудшилось в разы. В бане температурный режим не соблюдается, в парилке париться невозможно — холодно, сырость, сгнившие сломанные доски, слизь и копоть на кафельной плитке, грязь.
Генеральную уборку, похоже, не проводят. Выслушивая жалобы посетителей, работники отмалчиваются видимо потому, что сказать нечего. Отсутствует информация, которая обязана быть в таких учреждениях: ИНН, номер свидетельства, кто обслуживает, на основании каких документов, телефон вышестоящей организации, книга жалоб.
У жителей складывается впечатление, что все это делается целенаправленно, с целью закрыть баню и организовать частный бизнес. Первыми действиями организатора услуг бани стали установка в холле барной стойки и вывеска на стене декоративного панно. Так ли это необходимо тем, кто пришел сюда просто хорошо попариться и помыться? Хочется надеяться, что контролирующие органы (администрация округа, прокуратура, Роспотребнадзор) проведут соответствующие проверки и примут конкретные меры по устранению допущенных нарушений и причин, способствующих этому. О результатах пусть проинформируют население через газету "Знамя труда".
В этом обращении значилось, что копии направлены в администрацию г. о. г. Шахунья, городскую прокуратуру и Роспотребнадзор. Спустя четыре дня в вышеназванных организациях письмо не было зарегистрировано, поэтому "Знамя труда" решило провести свое журналистское расследование.
Кто хозяин?
Начали с выяснения, кому сейчас баня принадлежит. Оказалось, в этом плане изменений нет — объект как был в муниципальной собственности, так в ней и находится до сих пор. Но 6 октября 2017 года между г. о. г. Шахунья (от его имени выступил комитет муниципального имущества и земельных ресурсов городского округа) и главой КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства) Сергеем Валерьевичем Варакиным заключено концессионное соглашение в отношении реконструкции здания бани, расположенного в г. Шахунье по ул. Минина, дом 5 А, сроком на 13 лет с объемом инвестиций на сумму 470 тыс. 800 рублей.
Это соглашение соответствует действующему законодательству. Были соблюдены все необходимые процедуры: предложение С.В. Варакина выложили на сайте правительства РФ о проведении торгов. Оно находилось там, как и положено, 40 дней. Но ни одного желающего стать концессионером шахунской бани так и не нашлось. И здесь нет ничего удивительного: зданию больше полувека, оно требует вложения больших средств. Но самым существенным для бизнесменов, проигнорировавших предложение, стало то, что учреждения подобного типа никогда не были и не будут прибыльными, да еще в таком провинциальном городе, где богатых людей раз, два — и обчелся.
Сергей Валерьевич не скрывает, что его убедили сделать такой шаг представители администрации. Он оказался единственным, кто откликнулся на их просьбу и решился помочь бюджету округа освободиться от убыточного предприятия, на содержание которого ежегодно приходилось выделять от 400 до 700 тысяч рублей для покрытия расходов. К тому же, в регионе уже началась тенденция передачи объектов ЖКХ, в том числе муниципальных бань, в концессию. Российская экономика приветствует государственно-частное партнерство. Почему бы нам это не поддержать?
Обязательства, под которыми подписался С.В. Варакин, были распределены на каждый год из 13 лет, с указанием видов работ и объемов финансирования за счет собственных средств. Среди них — замена оконных блоков, осветительных приборов, ремонт дверей, парилки, пристроя для хранения дров и так далее. Все — на сумму 470 тыс. 800 рублей.
Хомут на шею
С.В. Варакин даже не подозревал, с какими трудностями ему придется столкнуться. И речь не только о том, что за первые три месяца прибыль, по его словам, составила всего 2500 рублей, а забот и хлопот было предостаточно. Уже в ноябре администрация округа рассматривала первую жалобу на некачественное предоставление услуг, а сразу после новогодних праздников — вторая, коллективная. "Зачем я надел себе на шею такой хомут, стоит ли продолжать то, что задумано?" — сомневается глава КФХ, взявший на себя нелегкую миссию с благими намерениями.
Он еще не успел освоиться в новом для него бизнесе, а к нему уже относятся с подозрением, что все делается ради личной выгоды. Давайте рассмотрим техническое состояние бани на момент заключения концессии. Когда был капитальный ремонт объекта — никто сказать не мог. Известно, что в 2013 году выполнены работы по замене котлов, насосов, ремонт вентиляции, системы холодного и горячего водоснабжения, отопления. Все это относится к инженерной инфраструктуре. Косметический ремонт не проводился, а это важная деталь. Прежде всего потому, что, как считает С.В. Варакин, зимой холодно в здании из-за гнилых оконных блоков, не удерживающих тепло, а их около 30. Он намерен уменьшить размер окон и постепенно менять их на стеклопакеты.
Не все просто и с тремя котлами, работающими на пеллетах, — дорогом виде топлива (6 тыс. руб. за тонну плюс доставка). Перспектива такова, что вскоре их придется завозить из Уреня, так как местный производитель намерен прекратить их выпуск. Повысились цены на электроэнергию с шести до восьми руб. за киловатт/час. В число расходов входит зарплата четырех работников, оплата согласно заключенным договорам сотрудникам санэпидстанции за ежемесячную обработку помещений, "Мехуборке" — за вывоз мусора, затраты на приобретение чистящих и моющих средств и так далее. Сергей Валерьевич не берет в расчет пять лесовозов дров для печей. Уже установлена новая дверь в мужской парилке и частично заменен деревянный настил, отремонтирован козырек над входной дверью.
Где собака зарыта?
Варакин убежден, что все жалобы – из-за парилки: любители поддать жару, пришедшие первыми, обильно заливают каменку водой. Она, естественно, остывает, и ей требуется немало времени, чтобы вновь дойти до нужной кондиции. Есть планы заменить печи в парилках на металлические, но народ не намерен ждать, а найти сразу необходимые средства концессионер не в состоянии. Он выполнил условия соглашения на 2017 год — реконструировал холл, изготовил барную стойку, закрыл стену декоративным панно.
Стойка нужна, прежде всего, для того, чтобы оборудовать рабочее место для кассира. В планах — установить в холле столики и организовать продажу чая с выпечкой и сладостями. Любители попариться смогут приобрести березовые веники.
Число горожан, посещающих баню, — от 1000 до 1300 человек в месяц. Выручка от оказания услуг по тарифам, которые установлены концессионером самостоятельно в соответствии с законодательством РФ, поступает в его собственность в полном объеме. Но предоставление льгот 12 категориям граждан (из них трем категориям — бесплатно один раз в неделю, остальным — за полцены) — обязательства С.В. Варакина согласно договору, которые он выполняет.
— Основные посетители — это льготники, — улыбается Сергей Валерьевич, — поэтому на большие доходы рассчитывать не приходится.
Вместо эпилога
Вот все, что удалось выяснить журналисту газеты. Кстати, есть люди, вполне довольные качеством услуг. Мне удалось с ними пообщаться — это Л.Н. Николаева и Т.В. Шерстнева, которые считают себя постоянными посетителями и ходят в баню семьями.
Выводы делайте сами. Если по вышеназванному обращению будут проведены проверки сотрудниками Роспотребнадзора и прокуратуры, как того хотели заявители, мы с согласия их руководителей опубликуем результаты.