В последние месяцы благодаря активности Юрия Денисенко, неравнодушного жителя Шахуньи, вновь актуальной стала тема туризма в нашем городском округе. Она не нова и поднимается не впервые, но на этот раз общественный резонанс совсем другой. Возможно, мы наконец-то начинаем дозревать до мысли, что туризм и Шахунья совместимы, и дело пойдет.
Но ближе к сути. Хочется рассказать о перспективах туристического дела в округе с профессиональной точки зрения. Дело в том, что мне посчастливилось работать в туриндустрии с 2001 года и фактически стоять у истоков современного отечественного активного туризма. Довелось принимать участие в деятельности соответствующих фирм Нижнего Новгорода, Сочи, Петербурга и Москвы, готовить крупные мероприятия, такие как велопробег "Дорога свободы", молодежный форум "Селигер", быть в гуще событий при проведении Олимпийских игр в Сочи. В связи с этим могу с уверенностью сказать, что хорошо знаю внутреннюю кухню туризма. И базируется она, как и многое в этом мире, на собственных трех китах — уникальности, логистике и инфраструктуре.
Переезжая три года назад из Москвы в Шахунью, мы с супругой руководствовались в первую очередь тем, что округ уникален с точки зрения природы, истории. Есть перспективы развить этот потенциал, а это самое главное. С логистикой все обстоит не самым худшим образом, хотя и оставляет желать лучшего. Нет инфраструктуры.
Чтобы не быть голословным, предлагаю посмотреть на конкретном примере, как "плещутся" эти три кита. Уже два с лишним года мы проводим выезды туристов в наш округ в соавторстве с питерским туроператором в сфере активного отдыха "Клубом приключений". Программа интересная, но вся она так или иначе завязана на нескольких уникальных шахунских ресурсах: дикие и заброшенные места, разрушенные дома в опустевших деревнях — с одной стороны и все многообразие традиционного деревенского быта русской глубинки — с другой, плюс свежий воздух, чистая вода, дары природы. За неимением инфраструктуры приходится играть на ее отсутствии. И, как ни странно, при толковой подаче количество заявок на этот тур ежемесячно достигает 50-60. Однако в итоге доезжают до нас в месяц человек 10-15. Где же происходит главный отсев? В нашем случае — на этапе логистики. Увы, большинство туристов сталкиваются, во‑первых, с отсутствием в продаже плацкартных билетов на неделе, предшествующей поездке, и, как следствие, во‑вторых, – с удорожанием проезда до 5000 рублей и выше. В итоге решают, что поездка в Шахунью на два дня ради того, чтобы подышать свежим воздухом, погулять по белому снегу или попариться в бане по-черному на таких условиях необоснованно дорога. И верно считают. Но, увы, такова билетная политика РЖД, начиная с 2014 года. Эту проблему собственными силами округу не решить однозначно. Зато мы можем улучшать инфраструктуру и список досуговых мероприятий, которые вкупе с девственной природой и деревенским антуражем позволят туристу решить, что дорога, хоть и дорогá, но, пожалуй, стоит того, чтобы раскошелиться.
Какую же основную мысль стараюсь донести с помощью данного примера? При грамотном подходе к подаче рекламного материала продать туристу можно даже деревенскую разруху, комаров и туалет на улице. При достойном приеме он не будет разочарован и уедет с огромным количеством положительных эмоций. А потом в интернете появится примерно такой отзыв: "Всем очень рекомендую. Да, далековато, но оно того стоит. Именно для обнуления нервов, для удаления негативных эмоций, для силы и для умиротворения. Вроде ничего и не делаешь особенного, а возвращаешься радостный, людей любишь, спокойный какой-то. Так это мы два дня были, а если бы неделю! Накормят, напоят, баню по-черному сделают. Бани в принципе не очень люблю, но тут осталась в восторге. Еда вся в горшочках, из печи. Природа очень красивая. В общем, что тут говорить, ехать надо!"
Отзыв написан москвичкой Анной Нейман на сайте "Клуба приключений". И дорогого стоит, так как в конечном счете работает на репутацию Шахуньи. Сюда же нужно отнести положительные отзывы нижегородских туристов после экскурсий, организованных директором нашего музея И.Н. Чипак вопреки всем досужим разговорам о том, что "у нас в Шахунье и смотреть-то нечего!". Но не ради похвалы говорим об этих отзывах, а чтобы проиллюстрировать, что и один в поле воин. А если воин не один?
Молодежная команда единомышленников из 10-15 человек могла бы совершить туристическое чудо в кратчайшие сроки даже с минимальными средствами. Увы, несмотря на все достижения отдельных личностей и на зеленый свет со стороны администрации округа, готовой поддержать любые начинания в этой сфере, организоваться на уровне "давайте сделаем прямо сейчас", а не на уровне "ну, так-то можно, да кто бы сделал" пока не получается. Что ж, продолжаем дозревать.
А пока возьмите на заметку: туризм — это не инвестиции и недвижимые достопримечательности, это люди и их творчество. Он работает только там, где население открыто новому, готово к постоянному общению с людьми, приехавшими издалека, где хозяева радушны, а их домовладения радуют глаз. Но главное – туризм работает там, где сама жизнь региона — достопримечательность. Это экзамен на умение населения сплотиться вокруг общей идеи. А инфраструктура и логистика сами понемногу подтянутся. Было бы желание!
P. S.: тем, кто хотел бы потрудиться на благо развития туризма в округе и окрестностях, просьба откликнуться на почту expedition-x@mail.ru