Помните, на наших телевизорах было всего два канала, а передач про дальние страны и того меньше — только "Клуб путешественников"? Потом появились "Непутевые заметки" с Дмитрием Крыловым.
Зато сегодня программ, ведущие которых с упоением рассказывают о своих поездках по миру, — пруд пруди. Тут тебе и ближнее зарубежье, и заповедные уголки России — на любой вкус. Сидя на диване, мы летаем и ездим по свету, восторгаемся, даже немного завидуем людям, которые видят такие чудеса. И порой совсем не замечаем, что и вокруг нас немало удивительных вещей, интересных личностей.
В очередной раз убедилась в этом совсем недавно, посетив Нижегородский государственный выставочный комплекс. Залов там несколько, но кассир, увидев, что я пришла с дочкой, посоветовала сначала посмотреть галерею "Юрковка".
Увиденное очаровало нас. Картины в охристых тонах издали похожи друг на друга. Но вот вблизи! Уникальные работы, выполненные в оригинальной технике, секреты которой до сих пор никому не удалось раскрыть, притягивают, обволакивают теплом, заставляют подойти поближе, чтобы детально рассмотреть нюансы. Сам автор — Александр Николаевич Юрков — назвал технику "флорийской мозаикой". Эти полотна завораживают, наполняют свежестью, оставляют в душе неповторимый след.
Удивительно, но все они сделаны из листьев, отсюда и "флорийская". Да, да, из обычной осенней листвы, собранной, засушенной, прожаренной на солнце, чтобы ничто больше не повлияло на внешний вид материала. Необыкновенно кропотливая и тонкая работа! Преобладают оттенки коричневого, но есть и белый цвет, полученный из "обертки" початков кукурузы, тыльной стороны мать-и‑мачехи; приглушенный зеленый, серый. Художника можно, пожалуй, сравнить с Левшой, который свои уникальные изделия собирал из мельчайших деталей. Так и Юрков — картины не "рисовал" крупными мазками, а выкладывал их из микроскопических кусочков. Титанический труд!
К этим полотнам так и хочется прикоснуться, ощутить тепло рук автора, почувствовать его настроение, разгадать замысел. А он не всегда лежит на поверхности. За каждым пейзажем, каждым сюжетом — философские размышления художника. Названия говорят сами за себя — и здесь тоже проявляется незаурядность мастера. "Стоки в истоки" — о внешнем лоске современности и уходящем в небытие, разрушенном прошлом. "Около мечети" — о том, как в жизни могут сосуществовать возвышенное и убогое, типа развалившихся сараев. "Ишачка" — о тяжелой доле женщины, которая подчас взваливает на себя непосильную ношу и тянет ее, покуда хватает сил.
Много работ посвящено деревне, заброшенной, убогой, где по улицам рыскают волки, да ищут, чем бы полакомиться, дикие кабаны. Совсем как на малой родине Александра Николаевича, о ней он говорит, что "тут родился, да не сгодился". Один из любимых образов — православный храм. Каких только ни нарисовал за свою жизнь Юрков: и действующие, и заброшенные — и у каждого своя история.
Еще глубже, сложнее его скульптурные работы, например, три церкви, выполненные в разных техниках, из непривычных материалов. Одна — из пшена, манки и маленьких щепочек. Другая — из арбузных семечек. Казалось бы, это уже декоративно-прикладное творчество, но на самом деле нечто более глубокое. Больше всего на философские размышления наводит работа без названия (на снимке слева). И безымянная она вовсе не потому, что автору не хватило фантазии — Юркову, как видно, было ее не занимать — просто он хотел, чтобы каждый мог подумать и сделать собственные выводы. В центре этой скульптурной группы — православный храм с облупившейся штукатуркой. Вокруг него валяются портреты Ленина, пролетарские лозунги, флаги, а еще — детали машин, что напоминает о том, как при советской власти превращали храмы в склады и ремонтные мастерские. Но время все расставило на свои места: величие дел вождей потомки подвергли сомнению, а церкви стоят и поныне, как дерево, корнями вросшее в родную землю, питающееся ее историей, неразрывно связанное с ее судьбой.
Есть у А.Н. Юркова и юмористические полотна — их смысл до конца раскрывается лишь тогда, когда прочтешь название. Любопытны картины из ракушек и семечек, голова барана с огромными рогами из орехов, светящиеся пейзажи, тайну которых постигаешь только в темной комнате.
Когда смотришь на все это, понимаешь, что слова "талантливый человек талантлив во всем" к этому мастеру относятся как нельзя лучше. Его уже нет в живых, но остались работы, которые продолжают нас удивлять, вдохновлять на творчество. И не важно, что ты умеешь, главное — делать это от души.
Справка "ЗТ"
Александр Николаевич Юрков (1935–2014 гг.) окончил Красноярскую художественную школу им. В. И. Сурикова, училище искусств. С 1951 года работал художником-декоратором и художником-постановщиком в театрах Красноярска, Канска, Краснодара, Майкопа, Караганды, Москвы, Ленинграда, Пскова, Томска, Арзамаса. В 1976-1986 годах Юрков был главным художником Нижегородского академического театра драмы им. А.М. Горького. В 1995‑м он впервые представил около 40 работ в технике мозаики из сухих листьев. В 1998‑м открыл авторскую художественную галерею "Юрковка". Она включена во всероссийские туристические маршруты, каталоги и реестры музеев и галерей России как яркая и самобытная достопримечательность города. Перед смертью А.Н. Юрков передал все свои работы в Нижегородский государственный выставочный комплекс для постоянного экспонирования.