Так устроена человеческая память: нам свойственно со временем вычеркивать и хорошие события, и эпизоды, которые связаны с массовой гибелью людей. Только об этом черном дне никогда не забудут родственники тех, кто не смог выбраться из огненного плена.
После "Зимней вишни". В настоящее время Шахунской городской прокуратурой с привлечением сотрудников ОНДиПР по г. о. г. Шахунья проводятся проверки соблюдения требований пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей. Особое внимание уделено крупным торговым центрам, объектам культуры и спорта, в том числе фирмам, занятым организацией мероприятий для детей.
За сухими канцелярскими строчками стоит напряженная работа специалистов этих учреждений. Даже в нашем небольшом городе есть такие торговые центры, в которых в пиковые дни и часы собираются не десятки, а сотни людей, в том числе с детьми. Проверки в Шахунье начались 29 марта. Продолжаются они и сейчас.
Не ради галочки в отчете. В четверг, 5 апреля, помощник Шахунского городского прокурора М.С. Вершинин и главный государственный инспектор г. о. г. Шахунья по пожарному надзору Д.Н. Вычегжанин самым тщательным образом осмотрели один из торговых центров. Ранее там располагалось промышленное предприятие. Функционал здания был изменен. За ходом проверки наблюдали директор ТЦ и корреспондент "ЗТ".
Особое внимание уделялось системам пожаротушения и оповещения. К сожалению, речевое оповещение о возгорании, как выяснилось, в этом здании представляет собой разрозненную систему: при срабатывании приборных датчиков в одной точке здания (помещения) сигнал смогут услышать не все. Не все в порядке и со звуковой сигнализацией. У некоторых предпринимателей, арендующих площади, данное эффективное средство оповещения предусмотрено только для их помещения, то есть сигнал не поступает на центральный пульт.
У Д.Н. Вычегжанина возникли вопросы к предпринимателям, использующим в качестве наружной рекламы баннеры из полимерных материалов, которые при горении выделяют вместе с дымом токсичные вещества. Также у Дмитрия Николаевича были претензии к тем, кто отделил торговую площадь от места хранения товара простой деревянной или фанерной перегородкой. Двери, обитые изнутри ламинатом, он сфотографировал, — данному материалу тоже не место в торговом центре.
М.С. Вершинин обратил внимание на слишком узкие проходы между образцами товаров. По правилам они должны быть не менее одного метра. Предприниматели пообещали учесть это замечание и исправить ситуацию.
Пообщались проверяющие и с работниками ТЦ, стоящими за прилавками. Вопросы, которые им задавали, сложными не назовешь. Об устройстве и способе применения огнетушителей знают практически все. О месте расположения тревожной кнопки и пожарных гидрантов — тоже. Сложность возникла в другом.
— Что в первую очередь надо сделать, когда обнаружили очаг возгорания? — так звучал вопрос.
Многие ответили правильно:
— Позвонить пожарным.
А вот по какому номеру позвонить с сотового телефона, не смог сказать практически никто. Все почему-то называли привычные с детства 01, хотя уже давно используются 101 и 112.
Но отмечать только отрицательные моменты в деятельности торгового центра несправедливо. Системы пожаротушения в исправном состоянии, огнетушители недавно заправлены и проверены, система оповещения работает, на лестничных маршах не складируется товар, есть достаточное количество выходов для экстренной эвакуации посетителей и персонала, которые легко открываются, продавцы знают, в каком направлении и к каким дверям надо вести людей в случае пожарной тревоги. По словам М.С. Вершинина, в данном торговом центре многие нарушения были устранены после проверки по антитеррористической защищенности двухгодичной давности.
Перечень неизменен. М. С. Вершинин перечислил основные замечания:
— По предварительным результатам, наиболее грубыми нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются отсутствие либо неисправность автоматизированных систем тушения пожара, отсутствие, неисправность единой системы пожарной сигнализации объекта с массовым пребыванием людей. Необходимо отметить, что среди распространенных нарушений – использование горючих материалов при отделке и оформлении помещений, загромождение проходов и путей эвакуации. В большинстве случаев работники не знают номера телефонов экстренных служб, а иногда — место расположения средств пожаротушения.
Перечень не нов. Об этом говорили после трагедий в "Хромой лошади" и в "Зимней вишне".
— По результатам проверок будет принят исчерпывающий комплекс мер реагирования, направленный на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности, — продолжает Михаил Сергеевич. — Городской прокуратурой будет проконтролировано, как устраняются выявленные нарушения.
В качестве положительных моментов в рамках настоящей проверки отмечено, что нарушения правил пожарной безопасности, которые были ранее выявлены в деятельности ряда предпринимателей по представлению прокуратуры, устранены и принимаются меры по их недопущению впредь, что свидетельствует о действенности мер прокурорского реагирования.
Что же все-таки важнее? По-разному отнеслись к проверкам руководители торговых центров и предприниматели. Кто-то не стал ждать визита прокурора и инспектора по пожарной безопасности, кому-то оказалось проще заплатить штраф и оставить все как есть. Прав М.С. Вершинин, когда говорит:
— Как бы это печально ни звучало, но в большинстве своем предприниматели в погоне за прибылью забывают о безопасности граждан, работников и собственной жизни.