Сокращение объемов заказов, как следствие — вынужденные административные отпуска, отток специалистов — со всем сталкивались в коллективе ВЧДр‑3 Шахунья. Но приказ о консервации вагонного депо, который пришел 31 мая, оказался для рабочих полной неожиданностью, вызвавшей шок.
Приказ. Формулировка, с которой начинается данный документ, выглядит предельно жестко: "В связи с неэффективной производственной деятельностью вагонного ремонтного депо Шахунья — обособленного структурного подразделения акционерного общества "Вагонная ремонтная компания-3", приказываю:
Перевести на консервацию с 1 сентября 2018 г. ВЧДр Шахунья..."
Далее перечисляются мероприятия, которые необходимо выполнить в рамках процесса. Приказ подписан генеральным директором АО "ВРК‑3" И. А. Волокитиным.
Одна из смен была ознакомлена с содержанием документа 31 мая. Вторая собралась 2 июня. Кроме начальника депо А. В. Ткачева присутствовали глава местного самоуправления городского округа Р. В. Кошелев и председатель Совета депутатов О. А. Дахно.
Роман Вячеславович рассказал о том, что уже сделано с его стороны:
— Письма с просьбой разобраться в сложившейся ситуации направлены врио губернатора Нижегородской области, начальнику ГЖД, депутатам всех уровней. Пытаемся организовать встречу с генеральным директором АО "ВРК-3". Предприятие, благодаря работе которого Шахунья многие годы развивалась, без поддержки не оставим.
— Письма, направленные нами, обязательно дойдут до адресата, — заверил собравшихся Олег Александрович.
У членов инициативной группы, сформированной из числа работников, уже было готово обращение. Подписи под ним поставили все члены коллектива.
Не обошлось и без эмоций:
— Смотрите, вот она одна воспитывает ребенка, и эта тоже — одна, а вот у нее трое детей, — указывая на женщин, говорила одна из самых опытных работниц колесного цеха. — Куда они со своей специальностью того же дефектоскописта пойдут работать, чем будут кормить семью? Мы хотим и умеем трудиться. Все это знают. Почему же закрывают вагонное депо?
У многих работников в это время стояли слезы в глазах. Начальник ВЧДр А. В. Ткачев попытался успокоить людей:
— В течение двух месяцев мы будем работать по плану. Есть договоренность с руководством ВРК‑3 о том, что до августа оборудование вывозиться не будет.
Почему неэффективно? Свое мнение о причинах консервации вагонного депо в Шахунье Алексей Владимирович высказал в нашем с ним разговоре еще 31 мая:
– Один из основных и, пожалуй, решающих факторов, приведших к нерентабельности предприятия — невыгодное географическое положение. В 200 километрах находятся две крупные узловые станции: Горький-Сортировочный и Лянгасово. Там тоже есть свои вагоноремонтные депо. Владельцам, — продолжил начальник ВЧДр, — направлять вагоны для ремонта в Шахунью невыгодно. Согласно существующему тарифу, за каждый вагон они должны переплачивать около 13 тысяч рублей.
Когда в 1935 году на станции строилось депо, город развивался, возводились новые предприятия. Сейчас на станции Шахунья практически не производятся операции по погрузке-выгрузке. Не формируются составы, не выбраковываются вагоны. В лучшие для предприятия годы число работающих в депо достигало 600 человек. Сейчас — 140. Это реальность.
С другой стороны, в ВЧДр установлено новое оборудование, коллектив состоит из грамотных специалистов. Я работал на станциях Горький-Сортировочный и в Казани, но такого ответственного отношения к выполнению профессиональных обязанностей, честно скажу, не встречал. Поэтому, когда зачитывал приказ и видел, как люди плачут, было не по себе.
Думаю, что только административное вмешательство позволит сохранить предприятие, обеспечив его заказами.
Вмешались Настроение в коллективе кардинально поменялось 5 июня. Начальник ВЧДр А.В. Ткачев на очередном собрании зачитал приказ №199 от 4 июня об отмене приказа №190 о консервации предприятия. Он подчеркнул, что активная гражданская позиция, которую заняли рабочие, помогла сохранить вагонное депо.
Председатель Совета депутатов г.о.г. Шахунья О.А. Дахно, присутствовавший на собрании, подчеркнул, что решающую роль в положительном решении вопроса сыграл врио губернатора Нижегородской области Г.С. Никитин, который при личной встрече с президентом ОАО "РЖД" О.В. Белозеровым обсудил сложившуюся ситуацию.
Что дальше? У работников вагонного депо было меньше суток для того, чтобы подготовить вопросы руководству АО "ВРК‑3". Очередное собрание состоялось 6 июня. Главный инженер компании Роман Вячеславович Сивов поставил административно-управленческим работникам задачу:
— Необходимо активнее искать заказчиков. Пока не будет необходимых объемов ремонта, Шахунское ВЧДр останется дотационным. Деньги на ваше содержание вынуждены зарабатывать в других депо. У них объемы растут, а зарплата снижается, что несправедливо.
Р.В. Сивов внимательно выслушал вопросы, касавшиеся и условий труда, и оплаты, и состояния оборудования. Ответы сводились к утверждению о том, что когда появятся объекты для ремонта, тогда можно рассчитывать на улучшение условий труда, замену оборудования, повышение зарплаты. Начальнику ВЧДр Шахунья поручено составить план по поставке и ремонту вагонов и колесных пар, о его исполнении ежедневно докладывать в технический отдел ВРК‑3
Не все рабочие остались довольны результатами встречи. Существуют проблемы, которые, по мнению Р.В. Сивова, решаются только во время производственного процесса. Пока же очевидно одно: вагонное депо в Шахунье не закрывают. Добиться этого удалось общими усилиями коллектива, администрации округа, депутатов.
А вот критика всех и вся, коей любят заниматься в соцсетях, к положительным результатам точно бы не привела. Псевдопатриоты иногда, особо не думая, способствуют тому, чтобы Шахунья была городом не у дороги, а на обочине.
Справка "ЗТ". ВЧДр Шахунья имеет право производить капитальный и деповской ремонт 12 родов грузовых вагонов. Проектная мощность вагонного депо на 2018 год — 2800 вагонов. На протяжении многих лет шахунское вагонное депо признавалось лучшим на ГЖД.