Нейромобиль – инновационная разработка Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского. Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы".
"Нейромобиль позволит сделать более комфортной и свободной жизнь миллионов россиян, - отметил Глеб Никитин. - Он нужен людям с патологиями конечностей, церебральным параличом, последствиями травм головы, рассеянным склерозом и другими заболеваниями. По данным разработчиков, людей, которые сейчас ограничены в мобильности из-за особенностей здоровья и которым мог бы помочь преодолеть эти трудности нейромобиль, в России порядка 13 млн человек".
По словам разработчиков, система управления нейромобиля транслирует биоэлектрические сигналы пользователя, в том числе его головного мозга, в команды управления устройством. Ученые ориентируются на несколько категорий людей с ограниченными возможностями – у кого осталась мышечная активность, а также на тех, у кого она полностью отсутствует.
"Система управления автомобилем будет осуществлена целым комплексом датчиков, которые будут анализировать окружающую обстановку, и она будет информировать, предупреждать водителя, то есть это некий ассистент, автомобиль не принимает решений самостоятельно. Мы все равно оставляем окончательное решение за человеком, то есть пилот все равно главный в автомобиле и его решение является ключевым. С помощью сенсоров мы детектируем его намерения, и уже эти намерения транслируются в систему управления автомобиля", - рассказал руководитель лаборатории разработки интеллектуальных биомехатронных технологий ННГУ им.Н.И.Лобачевского Василий Миронов.
Как отметил представитель ННГУ им. Н.И. Лобачевского, нижегородскую модель нейромобиля от лучших мировых аналогов отличает более низкое, на 30-55%, энергопотребление и самый высокий по сравнению с ними удельный крутящий момент. Кроме того, себестоимость отечественного нейромобиля ниже, чем у зарубежных образцов.
"Наш нейромобиль ориентирован в первую очередь для личного использования. Существующие на рынке аналоги требуют перекомпоновки классических автомобилей, в которые интегрируется ручное управление. Конструктив нашего автомобиля предусматривает возможность открывания задней дверцы и опускания пневмоподвески. В результате мы получаем наклонную плоскость и человек на инвалидной коляске имеет свободный въезд в автомобиль", - добавил Василий Миронов.
Разработчики отметили, что будут готовы к запуску серийного производства нейромобилей в 2021 году.
"Всего Нижегородская область представила на "ИННОПРОМ-2018" около 20 инновационных импортозамещающих разработок, - сообщил Глеб Никитин. - Это нейромобиль, компактные супер-ЭВМ, не имеющие аналогов в России и входящие в десятку самых быстродействующих в мире, и многое другое".
"Главная цель презентации региона на промышленном форуме – это поиск партнеров для нижегородских предприятий, - подчеркнул глава Нижегородской области. - Новые заказы для региональной промышленности – это дополнительные доходы бюджета и их сотрудников, рабочие места для нижегородцев".
Всего в состав нижегородской делегации на "ИННОПРОМ-2018" вошли представители 43 предприятий региона.