На одну из них, состоявшуюся 3 августа, по теме "Развитие инфраструктурного, логистического потенциала и энергетического комплекса региона" был приглашен начальник отдела промышленности, транспорта, связи, ЖКХ и энергетики администрации г.о.г. Шахунья А.С. Смирнов.
Участие в обсуждении принял заместитель председателя областного Законодательного Собрания А.Ф. Табачников. Одной из главных тем в этот день стало развитие дорожной и транспортной инфраструктуры. Александр Сергеевич озвучил проблему, которая не касается крупных городов, но с каждым годом усугубляется в муниципальных образованиях с сельскими поселениями, к которым относится и наш округ.
Речь идет о работе пассажирского автотранспорта, который в отдаленных районах всегда был убыточным из-за низкого пассажиропотока. Поэтому нерентабельность изначально заложена в экономической деятельности ПАПов, ставших муниципальными учреждениями, на которых возложена социальная миссия по перевозке жителей, имеющих небольшие доходы и проживающих в поселках, селах и деревнях.
Граждане, имеющие льготы на проезд в автобусе и маршрутном такси, становятся большинством среди пассажиров, что усугубляет и без того сложную финансовую составляющую. Разумеется, областной бюджет частично возмещает ПАПам выпадающие в связи с этим доходы. Но этого недостаточно для того, чтобы обновлять автопарк, выполнять растущие требования транспортной инспекции. В частности – по установке тахографов стоимостью 40 тыс. рублей каждый. Кроме этого, необходим ремонт производственных помещений, замена оборудования, да и зарплату работникам неплохо бы повысить. Но ПАПы стали заложниками ситуации: у них нет средств не только на развитие, но порой на поддержание инфраструктуры в нормативном состоянии. Андрей Сергеевич попросил правительство области обратить особое внимание на обозначенную им проблему и разработать комплекс мер для ее устранения. Будем надеяться, что в протокол сессии его выступление войдет, и глас народа из провинции будет услышан.
Чтобы убедиться в том, что вопрос актуальный, решила обсудить эту тему с директором МУП "Шахунское пассажирское автотранспортное предприятие" А.Н. Соколовым, занимающим этот пост с 2002 года. Статистика, действительно, удручающая. За первое полугодие текущего года перевезено 813 тысяч пассажиров, за аналогичный период 2017 года – 890 тысяч. Снижение значительное. Такую тенденцию вряд ли удастся остановить.
Андрей Николаевич связывает это с уменьшением населения. Ценой огромных усилий приходится менять подвижной транспорт, используя лизинг, акции по утилизации и обновление автопарка за счет школьных автобусов, которые убирают с маршрутов после семи лет эксплуатации. Сейчас в ПАПе 31 единица автотраспорта, средний возраст автобусов – 5,8 года. Это хороший показатель. Стоит заметить, что Шахунское ПАП обслуживает также жителей Тоншаевского района.
Но год от года держаться на плаву становится все труднее. К тому же, на рынке услуг вот уже много лет по маршрутам Шахунья – Вахтан, Шахунья – Сява в свободном плавании, не отягощенные налогами и проверками транспортной инспекции работают нелегальные службы такси. И никакие надзорные органы не мешают им зарабатывать деньги. Чего уж тут скрывать: это стало для пассажиров хорошей альтернативой в выборе транспорта, а для ПАП таксисты – серьезные соперники.
– Я не против конкуренции, – заявляет А.Н. Соколов. – Но только когда все находятся в одинаковых условиях: обязательное проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров, механика ОТК, соблюдение водителями режима труда и отдыха. Все это – составляющие безопасности пассажирских перевозок. У водителя должна быть соответствующая лицензия. А оплата частными таксистами налогов с получаемых ими доходов – не только гражданский долг, но и требование закона.
Как видите, работать ПАПам приходится в тяжелых условиях. Насколько у них хватит сил и терпения?