Казалось бы, правила обращения с огнем оскомину набили. Их знает наизусть большинство населения. Но огонь, тем не менее, продолжает пожирать наши дома и уносить жизни людей. А все ли мы делаем для того, чтобы не дать огненной стихии разыграться?
Об этом шел разговор на очередном заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ), состоявшейся 24 августа под председательством главы МСУ г.о.г. Шахунья Р.В. Кошелева.
О школах. Накануне начала учебного года по традиции обсуждался вопрос о готовности к нему образовательных учреждений в плане противопожарной безопасности. Вначале заслушали доклад и.о. начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы (ОНД и ПР) по городскому округу Д.С. Бровкина. Дмитрий Сергеевич заметил, что в рамках подготовки школ к учебному году 2018-2019 г.г. был проведен комплекс мероприятий, в результате которых выявлен ряд нарушений пожарной безопасности "режимного" и "капитального" характера.
Хотя большинство из них были своевременно устранены, и межведомственной комиссией с участием представителей ОНД и ПР все 100% объектов, заявленных к приемке, приняты, все же восемь рекомендаций Д.С. Бровкина включены в решение комиссии.
Одно из них касается систем противопожарной защиты, которые эксплуатируются продолжительное время. Несмотря на "условно исправное техническое состояние", они морально и физически устарели, что влечет за собой частые ложные срабатывания и снижение чувствительности датчиков. Их необходимо включить в план по модернизации (переоборудованию).
Заместитель начальника отдела образования администрации округа С.П. Шалаева сообщила, что на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений в этом году израсходовано 846 тыс. рублей. Самая большая сумма – 210 тыс. рублей – потрачена на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации (АПС), ПАК "Стрелец-мониторинг" и приобретение газодымозащитных масок.
Кроме этого, в некоторых детских садах и школах в соответствии с выданными госпожнадзором предписаниями проведены огнезащитная обработка, монтаж системы АПС и аварийных светильников, заменены противопожарные лестницы и двери, установлены молниезащита, охранное освещение и противопожарные люки.
О населенных пунктах. Плановая проверка пожарной безопасности, проведенная на территории нашего округа сотрудниками ОНД и ПР с 9 по 30 июля этого года, выявила немало нарушений. Как сообщил Д.С. Бровкин, по ее итогам к административной ответственности в виде предупреждения привлечено юридическое лицо – администрация г.о.г. Шахунья, а главе МСУ было выдано предписание об устранении нарушений.
Основным нормативным правовым актом, на котором основывались проверяющие, делая свои выводы, стал Федеральный закон РФ №123-ФЗ от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". По их мнению, реализация первичных мер пожарной безопасности осуществляется на недостаточном уровне: есть муниципальная программа и подпрограмма "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения г.о.г. Шахунья на 2018-2023 годы" с общим объемом финансирования 36 млн. 104,8 тыс. рублей.
Эта сумма почти в равных долях распределена на 2018-2020 годы. Но из всего перечня мероприятий финансирование запланировано на содержание муниципальных пожарных формирований, обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны и проведение работ по противопожарной опашке населенных пунктов. Не предусмотрено в программе выделение денежных средств на создание противопожарных уголков для обучения населения; обеспечение указателями пожарных гидрантов, водоемов и пирсов для забора воды пожарными автоцистернами; изготовление и распространение среди населения памяток и листовок по мерам пожарной безопасности. Все же стоит заметить, что эти мероприятия осуществляются, возможно, не в требуемых законодательством объемах.
Озвучены замечания о том, что комплекс мер по профилактике пожаров среди населения также осуществляется на недостаточном уровне. В качестве аргументов приведена статистика о количестве проведенных в сельской местности сходов граждан и их участников. Наличие звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре не обеспечено в восьми деревнях. Стационарная телефонная связь (таксофоны "Ростелеком") отсутствует в 17 населенных пунктах.
Противопожарная опашка, проведенная весной, заросла травой и уже не является защитой от перехода огня из леса в жилой массив. Не удовлетворила сотрудников ОНД и ПР расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети в городе Шахунье (не обеспеченно пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, а также нормативным расходом воды). Есть факты вышедших из строя гидрантов.
Согласно техническому регламенту, в населенных пунктах количество источников наружного противопожарного водоснабжения (водоемов, а зимой – незамерзающих прорубей) должно быть таким, чтобы в случае тушения пожара можно было брать воду сразу из двух источников, находящихся на расстоянии не более 200 метров. Это нарушение зафиксировано в большинстве населенных пунктов округа, в том числе в городе и поселках.
Задача надзорных органов – выявить все нарушения, выдать соответствующие предписания и проконтролировать их устранение в указанные сроки. Меры воздействия на должностных лиц – штрафные санкции. Но как быть, если местный бюджет округа, как и большинство муниципальных в нашем регионе, – дотационный, с дефицитом – запланированные расходы превышают доходы. В нем не хватает средств на все необходимое.
Это никоим образом не освобождает руководителей подведомственных объектов от выполнения требований правил, написанных, как говорят, кровью. Поэтому в решении КЧС и ОПБ в отношении каждого из них, с указанием фамилии и должности, записаны рекомендации, которые они должны выполнить в указанные сроки.
Но ведь количество пожаров можно свести к минимуму, если граждане будут строго соблюдать правила. Те самые, которые оскомину набили. Ведь причиной большинства огненных бедствий является человеческий фактор. Об этом нельзя забывать.