"Вас приветствуют воспитанники детского сада "Сказка" – так неформально началась конференция работников образования г.о.г. Шахунья, состоявшаяся 29 августа во Дворце культуры.
И в шутку, и всерьез. Мальчишки и девчонки по-своему, по-детски обозначили серьезную тему мероприятия. Они читали стихи об инновациях, цифровых технологиях – так и сыпали такими словечками как сайт, мегабайты, блогер. В общем, продвинутые малыши. И наши учителя, как говорит молодежь, с ними на одной волне. Значит, достигнуть взаимопонимания будет легко.
А вот как добиться высоких результатов в деятельности системы образования, какова стратегия ее развития, собравшиеся обсудили после того, как выступили дети. Творческой работы, способных учеников пожелали присутствовавшим глава МСУ г.о.г. Шахунья Р.В. Кошелев, председатель Совета депутатов округа О.А. Дахно, помощник депутата ЗС НО О.Б. Шавина Д.А. Еськин.
Задачи перед учителями поставлены серьезные. Они вытекают из Стратегии развития Нижегородской области. Главное, на что делается упор, – предоставление качественного образования каждому ребенку вне зависимости от его возраста, места проживания, уровня развития, как физического, так и умственного, материальной обеспеченности семьи.
Очередь в ясли. Одна из основных задач, которая стоит перед дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ), – ликвидация очередности. По состоянию на 1 сентября их посещают 2010 мальчишек и девчонок, при этом общее количество мест в ДОУ – 1985. То есть воспитанников больше, чем мест. Такая ситуация характерна для семи учреждений города. В сельской местности устроить ребенка в детсад можно, но самих малышей не хватает. Поэтому за последние три года в поселениях округа закрыты 11 групп.
Как положительный стоит отметить тот факт, что в г.о.г. Шахунья все дети в возрасте от двух до трех лет, которых родители хотели устроить в дошкольное учреждение, такую возможность получили. Теперь нужно обеспечить местами малышей от полутора до двух лет – их на очереди 288.
Для того чтобы возможность посещать детсад была у всех малышей, организованы не только группы общеразвивающей направленности, но и компенсирующей – для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития; оздоровительные – для тех, у кого туберкулезная интоксикация; семейные. Уровень родительской платы за содержание детей в ДОУ приемлемый. На 1 января она составила 1140 руб. – в городе, 1040 руб. – в сельской местности (в среднем по области – 1706 руб.). Льготами по оплате пользуются 38 процентов родителей. Компенсацию части родительской платы получают 98 процентов семей.
Не только обучение. Современная школа обязана не только давать знания, формировать умения и навыки, но и должна стать институтом социализации, помогающим ребенку найти свое место в мире, определиться с будущей профессией.
Способствовать этому призван переход на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, который стартовал в 2011-м. В 2018-2019 учебном году по ФГОС обучаются пятые-восьмые классы. Завершится процесс в 2019-2020-м. Для того чтобы обучать детей в соответствии с новыми требованиями, необходимо было оборудовать кабинеты. Эта задача выполнена на 97%. Планируемый срок оснащения оставшихся пяти классов – 2018 год. Все педагоги прошли курсовую подготовку для работы по ФГОС. К 1 сентября школьные библиотеки пополнились учебниками на общую сумму более 5,5 млн. руб.
Сегодня говорят о том, что необходимо уделять большое внимание углубленному изучению отдельных предметов и профильному обучению, поскольку это позволяет ребенку развиваться в соответствии с его наклонностями, способствует ранней профориентации. К сожалению, первая форма реализуется только в гимназии им. А.С. Пушкина. А профильное обучение по естественно-математическому, социально-экономическому и оборонно-спортивному направлениям организовано в 10-11-х классах пяти школ. В них обучалось 136 человек. Итоги ЕГЭ прошлого года показывают: выпускники, углубленно изучавшие отдельные предметы или занимавшиеся в профильных классах, сдают экзамены по дисциплинам, которым уделялось большее внимание, на высокие баллы, их результаты лучше, чем в среднем по округу. Данный факт необходимо учитывать при организации обучения в школах.
В приоритете – цифра. Популярна сейчас и тема широкого внедрения в школы цифровых технологий. В образовательных организациях нашего округа за последние годы оснащенность компьютерным и мультимедийным оборудованием значительно возросла. Особенно в детсадах, что объясняется увеличением финансирования в связи с внедрением ФГОС. Педагоги активно осваивают ИКТ-технологии. В среднем 75 процентов учителей и воспитателей регулярно используют интернет-ресурсы, создают электронные дидактические материалы. В то же время уровень применения дистанционных образовательных технологий низок, отсутствует система электронного обучения и сетевая форма, позволяющая использовать ресурсы нескольких учреждений, в том числе и в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Особым детям – особое внимание. С 1 сентября 2016 года идет поэтапный переход на новые стандарты для детей с ОВЗ. В нашем округе 34 ребенка-инвалида в возрасте до семи лет, 18 из них посещают детсады. В прошлом учебном году в школах занимался 61 такой ребенок, из них восемь – инклюзивно, то есть вместе с другими, но по адаптированным программам, которые разрабатывались для каждого отдельно в соответствии с особенностями его здоровья. В Сявской коррекционной школе-интернате – 101 воспитанник. Важно, что после окончания этого учреждения они могут получить профессию в Ветлужском лесоагротехническом, Семеновском индустриально-художественном и Спасском аграрно-промышленном техникумах. Чтобы работать с особенным детьми, 47 педагогов из 55, преподающих по адаптированным программам, в прошлом году повысили квалификацию по вопросам реабилитации детей с ОВЗ.
Стоит отметить, что 77 процентов детей-инвалидов занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах, соревнованиях, интернет-проектах. Это помогает им найти свое место в жизни, способствует развитию.
Однако есть и проблемы: нехватка логопедов, дефектологов, психологов, тьюторов. В связи с чем требуется пересмотр штатного расписания в некоторых учреждениях для введения в него таких специалистов, поскольку количество детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивных классах, год от года увеличивается.
Поддержку – талантливым. На уровне государства в последние годы широкие возможности предоставляются активной, креативной, одаренной молодежи. В нашем округе используются различные формы работы с талантливыми детьми. Они участвуют во всероссийской олимпиаде школьников (в муниципальном этапе – 502 человека), окружной научно-практической конференции "Первые шаги в науку" (148), конкурсах, соревнованиях. На празднике чествования одаренных детей учащихся, которые достигли значительных результатов в области образования и науки, технического творчества, культуры и спорта, награждают именными стипендиями администрации г.о.г. Шахунья, грамотами отдела образования и подарками (в 2018-м их вручили 244 ребятам). В течение года лучшим из лучших предоставляют путевки в "Лазурный" и "Артек". Денежными премиями депутата ЗС НО О.Б. Шавина поощрены 18 обучающихся.
Расширяя возможности. Большую роль в развитии личности ребенка играет дополнительное образование. Основная задача педагогов, работающих в этой сфере, – вовлечь в различные виды творчества не менее 70-75 процентов детей в возрасте от пяти до 18 лет. В г.о.г. Шахунья этот показатель составляет 90,5%.
Мальчишки и девчонки занимаются в самых разных объединениях. Но на новый учебный год стоит задача расширить спектр востребованных современных программ технической направленности (робототехника, 3D-моделирование, компьютерная графика…), включить в дополнительные общеобразовательные программы модули, ориентированные на предпрофессиональную подготовку.
Определили задачи. Данные направления развития в своих докладах обозначили первый заместитель главы администрации г.о.г. Шахунья А.Д. Серов и начальник отдела образования Р.П. Мухаматчин. Достижений много. Но и проблем немало. Одна из задач – перевод школ на односменный режим работы. Сегодня вторая смена есть в школах №1 и №14. Кроме того, степень износа зданий этих учреждений, как и у школы №2, а также Сявской средней – от 50 до 70%. Для решения этих проблем на 2021 год запланировано строительство школы в городе. Прошла госэкспертизу проектно-сметная документация (ПСД) на строительство средней школы в Хмелевицах. Документы переданы в областное минобразования, где решается вопрос о выделении средств для начала работ в 2019-м. Проходит экспертизу в "Нижегородсмете" ПСД на вторую очередь капремонта Сявской СОШ.
Необходима модернизация парка школьных автобусов. Ежедневно в подвозе 230 детей задействованы восемь единиц техники, четыре используются разово на различных мероприятиях. Все транспортные средства оснащены тахографами и системой "ГЛОНАСС". Для организации их бесперебойной работы из бюджета округа на 2018-2019 учебный год выделено 1,25 млн. рублей.
Кадры решают всё. Этот лозунг времен СССР не утратил актуальности и по сей день. Наглядный пример – часть конференции, где чествовали ветеранов педагогического труда и представляли молодых специалистов. Статистика неутешительная: ряды стажистов пополнили 27 человек, а начинающих педагогов пришло только восемь. Так что назрела необходимость агитировать учащихся на получение педагогических профессий и привлекать молодых специалистов в учреждения образования округа.
Завершилась конференция вручением отраслевых наград и праздничным концертом, который подготовили специалисты и воспитанники творческих коллективов Дворца культуры.