В любой школе есть специалист, который является связующим звеном между учениками, родителями и учителями. Это социальный педагог — человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей и образовательной организацией, защищающий права и интересы ребенка.
В гимназии им. А.С. Пушкина эти функции выполняет И.Н. Лапшина. С детских лет ей нравилось играть "в школу", воспитывать младших брата и сестру.
— Моя тетя Галина Анатольевна Залетина преподавала математику и физику в Большемузянской школе, — вспоминает Ирина Николаевна. — Следуя ее примеру, и я решила стать учителем, поэтому во время каникул подрабатывала няней, а потом воспитателем в детском саду.
После окончания девятого класса девушка, не задумываясь, поступила в Лукояновское педагогическое училище на отделение "Учитель начальных классов". Затем окончила Арзамасский пединститут.
В 1997 году устроилась библиотекарем в гимназию. Когда в школах появилась новая должность — социальный педагог, молодому специалисту стало интересно попробовать себя в этой роли.
— Чтобы освоить профессию и быть в курсе всех изменений, изучила много законов и нормативно-правовых актов, — говорит И.Н. Лапшина. — Это пригодилось мне в дальнейшем.
Каждый день Ирины Николаевны расписан по минутам. Она проводит профилактические мероприятия с детьми "группы риска", их родителями. Совместно с классными руководителями выявляет семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Выступает защитником прав детей в конфликтных ситуациях.
Педагог отслеживает ребят, пропускающих уроки без уважительной причины. Она умело выстраивает доверительные отношения с детьми, которые трудно идут на контакт. Помогает подросткам преодолеть психологический барьер в общении друг с другом, к каждому ищет индивидуальный подход. Ирина Николаевна организует диалог между учителем, ребенком и родителями, чтобы совместно найти выход из сложных ситуаций.
В течение трех лет И.Н. Лапшина является руководителем проекта "Дарим добро". Его целью является поддержка детей-инвалидов городского округа. В Верховском социально-реабилитационным центре перед такими ребятами гимназисты выступили с новогодними представлениями, привезли подарки. На обучающих мастер-классах родители получают рекомендации по воспитанию подростков.
Социальный педагог организует работу родительского патруля, который совместно с классными руководителями посещает места массового скопления молодежи. Проводит рейды по неблагополучным семьям, беседы с подростками и их законными представителями. Повышенное внимание уделяет детям, состоящим на внутришкольном учете, занимается профилактикой правонарушений.
Она организует совместные профилактические рейды с КДН и ПДН. Деятельность с этими службами является наиболее эффективной.
— Радует то, что некоторые дети из "группы риска" приходят после окончания школы и рассказывают о своих успехах, — делится педагог. — Парень-хулиган, который раньше состоял на учете, теперь примерный семьянин, отец двоих детей. Ты видишь результат своего труда. Это заряжает энергией, дает стимул для дальнейшей работы.
Кроме того, Ирина Николаевна преподает ИЗО и является классным руководителем 9 Б класса. Педагог постоянно занимается самообразованием. В прошлом году стала победителем муниципального конкурса "Калейдоскоп методических идей", призером второй степени областного конкурса на лучшее воспитательное мероприятие по профилактике асоциального поведения детей и молодежи (с использованием видеокейсов).
Выходные Ирина Николаевна старается проводить с семьей. Вместе с мужем они построили добротный дом, ведут хозяйство, воспитывают детей. Дочь Екатерина продолжает педагогическую династию: учится в Нижегородском лингвистическом университете. Сын Дмитрий — ученик пятого класса гимназии.
– Семья — моя опора, – говорит И.Н. Лапшина. — Когда чувствуешь поддержку родных, появляется вдохновение для дальнейшего профессионального развития.