— Андрей Павлович, когда пришел успех, и в масштабах одного района вы стали знаменитым?
— Когда учился во втором классе школы №14. Спел на шахунском радио песню "С чего начинается Родина" и... проснулся знаменитым. На самом деле, все детство связано с музыкой. У меня более ста родственников, и все они или пели, или танцевали. Когда собирались большой семьей, то вначале исполняли 30‑минутную литургию, а затем уже народные, эстрадные песни, частушки. Почти все умели играть на музыкальных инструментах.
В детском саду я выступал с песнями из репертуара Майи Кристаллинской. Постоянно пропадал в клубе имени Плаксина, где бабушка Серафима Ивановна Альгина возглавляла вокальный коллектив. Был не сыном полка, а внуком всего хора. А в школе, именно во втором классе, наш преподаватель музыки Александр Георгиевич Крылов взял в эстрадный оркестр.
Приблизительно в это же время мой старший брат Евгений буквально за руку привел меня снова в клуб им. Плаксина, но уже с другой целью — учиться играть на музыкальном инструменте. Выбрали альт. С задачей справился быстро. Одновременно осваивал аккорды на бас-гитаре.
— Известность к вам пришла рано. Дружить с юным талантливым певцом было престижно. Наверняка, возникали соблазны не пойти на репетицию, а посидеть в компании.
— Конечно же, все это было, но еще раз повторюсь, огромную роль в моем воспитании сыграл брат. А потом мне повезло со старшими товарищами.
Где-то в шестом классе я влился в ВИА "Экспресс" (название придумали мы со Славой Винницким, с которым играли в группе). Кстати, выступали на первом школьном костюмированном бале-маскараде 2 января 1974 года. Там мы с двоюродной сестрой Ириной Альгиной, нарядившись в костюмы индейцев и исполнив танец, получили главный приз.
В восьмом классе пригласили в "Тонику". Александр Колесников, Сергей Кокотанов взяли своеобразное шефство надо мной. Учили не только играть и петь, но и направляли на путь истинный. Нас уже в то время приглашали на предприятия района выступать с концертами. А когда в летние каникулы дали добро играть на танцах, педагоги школы встали на дыбы: "Как восьмиклассник будет выступать на танцплощадке, где половина молодежи пьяная?" Но Александр и Сергей сумели убедить в том, что ничего плохого не случится. Так и произошло. Заодно почувствовал, что такое ответственность.
— Даже во время службы в армии с музыкой вы не расстались.
— Служил в Германии, на территории бывшей ГДР. Там с ребятами мы тоже создали музыкальную группу. Также выступали перед нашими солдатами, коллективами предприятий. После одного из концертов немцы подарили нам новейшую аппаратуру. В Советском Союзе такая не у всех профессиональных ансамблей была.
— Кроме того, что вы певец, вы еще и хоккеист. После службы в армии была возможность остановиться на чем-то одном.
— Да, в 1981 году меня утвердили в должности председателя районного общества ДСО "Урожай". На следующий год поступил в институт физкультуры имени Лесгафта. Долго работал начальником отдела физкультуры и спорта администрации района. Но куда без музыки (смеется). К тому времени Владимир Шестериков создал ВИА "Возрождение". Пригласил и меня, а я отказываться не стал. Ездили с концертами по всему району, защищали честь Шахуньи на различных областных конкурсах.
В 1986 году открылся ресторан "Юбилейный". Нас пригласили там играть. Возникли некоторые сложности. Мы ведь работали в государственных и муниципальных учреждениях. Справиться с проблемами помогли бывший тогда первым секретарем райкома ВЛКСМ Юрий Исакович Лебедев и председатель райисполкома Валентин Сергеевич Азначеев. ВИА "Возрождение" долгие годы выступало перед публикой в ресторане.
— Вообще ресторанные певцы — явление в России уникальное.
— Согласен. Не буду перечислять известных исполнителей, которые начинали свою карьеру в ресторанах. Их и так все знают. Прочитал недавно книгу Петра Подгородецкого "Верхом на машине". Там описывается случай, как они однажды обедали в одном из таких заведений. На сцену вышел местный ансамбль и начал исполнять одну из композиций "машинистов". "Мы не знали, как побыстрее доесть и убежать, — пишет Петр, — настолько лучше, интереснее и убедительнее нас эти ребята играли".
— Знаю, что большое влияние на вас оказал С.Л. Зарубей. Насколько важны встречи с профессионалами для человека уже зрелого возраста?
— Я‑то к тому времени думал, что достиг совершенства, а Сергей Леонидович нашел ошибки в моем вокале, заставил в чем-то переучиваться. Вообще, мне везет на встречи с талантливыми людьми.
— Но все-таки, наверное, самая важная история в вашей жизни — встреча с супругой, Зоей.
— С ней мы познакомились в танцевальном коллективе клуба им. Плаксина. Долгое время дружили, а после того, как я отслужил в армии, поженились. В 1982 году на свет появилась первая дочка — Виктория, потом — Ольга. Да, две девочки. Зато с внуками — полный паритет. У Виктории — две дочери, у Ольги — два сына.
— Андрей Павлович, на концерте 19 октября будете исполнять песни, которые раньше называли шлягерами, а сейчас — попсой.
— Попса — это то, что любит народ. И я люблю такую музыку, поэтому и пою. У меня есть песни собственного сочинения в том же стиле.
— А что не нравится в современном музыкальном мире?
— У каждого поколения свои музыкальные пристрастия. Ни в коей мере не собираюсь их осуждать. Не скрою, мне не нравится набор повторяющихся фраз, положенный на механический мотив. Не нравится, что звукооператор и режиссер могут с помощью технических средств сделать "звезду" из кого угодно. Но еще раз повторюсь: если это нравится молодежи, значит это ее выбор. Читать им морали или ругать бессмысленно, да и не следует этого делать.
Мне нравится, чтобы слова из песни дошли до сердца, души. Наверное, поэтому я в своих музыкальных предпочтениях так и остался в прошлом веке.
— К юбилейному концерту готовы?
— Давно репетирую, но все равно мандраж чувствуется. Пять лет назад намного легче относился к подобному мероприятию. Наверное, моложе был (смеется).