К тому времени он окончил Нижегородское училище олимпийского резерва и Волго-Вятскую академию государственной службы при президенте РФ.
— То, что стал тренером по плаванию, — это стечение обстоятельств, — говорит Ильяс. — Появилось вакантное место. Сначала работал с отцом Маратом Фатиховичем. Когда он ушел на заслуженный отдых, вместе со мной заниматься с юными спортсменами стали Алексей Смирнов и Марина Вдовкина.
О своих успехах и достижениях воспитанников молодой, но уже опытный наставник говорит осторожно. За плечами — не один десяток соревнований, где не всегда были победы. Впрочем, для Ильяса важен не только результат.
— Может, звучит несколько высокопарно, но работаю ради идеи, — признается тренер. — Хочется, чтобы дети были здоровыми, всесторонне развитыми, и поэтому дружить со спортом просто необходимо. Организуем дополнительные занятия для тех, кто стремится показывать высокие результаты, но эта нагрузка не в тягость. Когда видишь своих воспитанников на пьедестале почета, обо всех проблемах забываешь.
Ильяс Маратович не скрывает: уже после нескольких тренировок можно определить, на что способен ребенок. И работать с такими детьми интереснее и сложнее одновременно: у каждого из них есть свои характерные особенности, которые вовремя надо выявить для того, чтобы они не мешали, а помогали дальнейшему развитию.
— Как ни странно, с некоторыми родителями приходится общаться не меньше, чем с детьми, — продолжает И.М. Габидуллин. — Иногда взрослые пытаются оправдать своих сыновей или дочерей, когда те пропускают тренировки. Да, на занятиях ребенок должен уставать. Но это нормально: он же не ради отдыха пришел в бассейн. Да, свободного времени у маленького мальчика или девочки становится меньше. Но это приводит к формированию ответственности и самодисциплины. Мамы и папы, на мой взгляд, просто должны помогать планировать ребенку свой день.
Ильяс вспоминает случай, о котором ему рассказала одна из женщин. Она вместе с дочерью, воспитанницей И.М. Габидуллина, поехала отдыхать на море. Каждую минуту старалась следить за девочкой, смотреть, не заплыла ли та слишком далеко, не долго ли находится в воде или на солнце. Дня через три поняла, что не она, а дочь контролирует ее действия.
— Не может детский тренер быть только тренером, — утверждает Ильяс Маратович. — Ты еще и учитель, и воспитатель. Постоянно нужно самосовершенствоваться, применять новые методики, строить планы. И помощи от именитых наставников из Нижнего Новгорода ждать не приходится. Таковы реалии спорта.
Кстати, школа плавания нашей области считается одной из сильнейших в России, и добиться признания, соревнуясь с воспитанниками СДЮШОР, очень нелегко. Шахунцам это удалось, в том числе благодаря плодотворной работе И.М. Габидуллина. Сам он говорит, что на первых порах во многом ему помогли отец, тренеры-ветераны В.В. Шкаликов и Ю.В. Твердов, а сейчас вместе с М.В. Вдовкиной и А.А. Смирновым стремится только к одному: пловцы из ФОКа "Атлант" должны всегда быть в числе лучших.
Пока все получается, но к таким результатам шли десять лет.
— Они пролетели как один день, — улыбается Ильяс.