Николай Александрович Киселев в свои 66 лет выглядит как кадровый офицер — стройный, подтянутый, бодрый.
А ведь стать военным он пытался: после окончания десятилетки в 1970‑м вместе с четырьмя шахунскими выпускниками школ по направлению райвоенкомата сдавал экзамены в Горьковское военное училище связи. Но по конкурсу никто из них не прошел. Тогда военком Бражник сказал:
— Не поступили, значит, пойдете служить!
В семье Киселевых росло трое сыновей. Когда отец ушел из жизни, Коле было 14 лет, он остался за старшего. Мать надеялась, что в связи с этими обстоятельствами ему дадут отсрочку от армейской службы, но по повестке РВК он оказался в Дзержинском областном сборном пункте (ОСБ), когда ему не исполнилось и восемнадцати. Дело в том, что родился Николай 12 мая, а проводы в армию состоялись накануне.
Спустя два дня из 15 ребят-шахунцев в Дзержинске Николай остался один. Началось формирование команды №70. Киселева в нее зачислили. Затем целый эшелон новобранцев направился в Красные Горки — сборный пункт возле Ленинграда. И когда там вынесли морскую форму, стало ясно: служить предстоит в ВМФ.
В Кронштадт, где находились три школы подводников по специализациям "Дизельные лодки" и "Атомоходы", прибыли на катере. Здесь Николай в течение девяти месяцев осваивал профессию электрика, а также проходил строевую подготовку и учился выживать в водной стихии.
А дальше путь лежал в Мурманскую область, Печенегский район, поселок Лиинахамари, находящийся вблизи норвежской границы. В то время там дислоцировалось 42‑я отдельная бригада подводных лодок Северного флота, история которой, к сожалению, завершилась в 1995 году.
Николаю предстояло служить на одной из дизельных подводных лодок, изготовленной по проекту №613 серии "С". Он был приятно удивлен, когда узнал, что выпущена она в год его рождения — 1953‑й – на горьковском заводе "Красное Сормово". И ровесница, и землячка! От этого далекая родина стала ближе.
К тому же в экипаже из 70 человек оказался еще один парень по фамилии Киселев родом из Воскресенского района Горьковской области. Так у Николая появился армейский друг.
В это время в ВМФ наступил переломный момент по срокам службы: завершался четырехлетний период и наступал трехлетний. "Четырехлетки" спешили домой, а им необходимо было передать опыт новобранцам, среди которых был Николай. Он признался, что почти все, чему учили в Кронштадте, на практике не пригодилось.
Николай Александрович участвовал в ближних и дальних походах, длившихся больше месяца, когда лодка шла на глубине 200 метров в Северном Ледовитом океане. Особенно запомнилось пребывание в нейтральных водах возле острова Медвежий в Баренцевом море с целью охраны границ СССР.
— Американцы на самолетах "Фантом" покоя нам не давали, — вспоминает бывший подводник, — сбрасывали глубинные гранаты с целью нашего обнаружения. Корпус лодки дрожал от взрывов, лампочки перегорали, но приказа всплывать не было, и мы держались.
Но необходимость такая была: подводная лодка не атомная, а дизельная, через каждые двое-трое суток требуется зарядка аккумуляторных батарей. Возле Медвежьего делать это приходилось осторожно, глубокой ночью.
Через полтора года из Лиинахамари путь Николая лежал через Белое море в Азовское, а оттуда — в Черное. Закамуфлированную лодку буксировали по двум каналам, Волге и Дону. До демобилизации Н.А. Киселев в звании мичмана и должности старшины команды находился на базе подводных лодок, расположенной в Крыму, — в городе Балаклава, вблизи Севастополя. Домой вернулся через три года отличником ВМФ со знаком "За дальний поход".
После этого 30 лет работал в вагонном депо осмотрщиком вагонов, слесарем, мастером, начальником ПТО, затем в ХСМУ плотником. У Николая Александровича два сына и три внука, которые живут в Тюменской области. Вот уже 12 лет как он на пенсии. В день моряка-подводника, благодаря инициативе капитана II ранга в отставке В.Б. Веселова, бывшие подводники-шахунцы стали собираться вместе, чтобы отметить этот праздник и поделиться воспоминаниями о годах службы.