А предпринимателям коронавирус принес угрозу закрытия бизнеса или ограничение объемов производства, торговли или сферы обслуживания.
Как они справлялись с проблемами? Какие пути выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации удалось найти? Об этом корреспондент "ЗТ" Ольга Зиновьева поговорила с индивидуальным предпринимателем И.А. Шадриной.
— Ирина Александровна, как вы узнали о том, что ваш магазин "Еврострой" больше не может работать?
— В субботу, 28 марта, позвонил начальник сектора по поддержке малого бизнеса и развития предпринимательства администрации г.о. г. Шахунья С.А. Баранов и уведомил, что мы должны закрыться в соответствии с указом губернатора Нижегородской области о введении режима повышенной готовности. Однако полностью приостанавливать деятельность не хотелось – решили работать дистанционно: организовали доставку товаров на дом. Магазин для посетителей был закрыт, там находился лишь один продавец, который принимал заявки.
— Каким образом покупатели узнали о том, что вы организуете доставку товаров?
— Мы разместили объявления в социальных сетях, сообщили, что можем принимать заказы онлайн и доставлять товары на дом. Через Viber и WhatsApp выходили на видеосвязь с клиентами, помогали выбрать товар, определиться с маркой, расцветкой, ценой. Получалась своеобразная экскурсия по магазину. Потом оформляли заказ и доставляли его. Приходилось ездить не только по городу, но и по всему округу.
— Насколько востребованной оказалась услуга?
— Услуга пользовалась популярностью. Православные 19 апреля готовились отмечать Пасху. По традиции, к этому времени большинство делает в доме уборку, ремонт. Приобретали обои, линолеум, двери. А мы старались агитировать людей, чтобы они сидели дома, никуда не выходили — им все привезут.
— Хватило ли запасов товаров?
— Новых поставок не было — склады тоже закрылись, как и заводы-производители, поэтому работали с тем, что оказалось в наличии. Дефицита не наблюдалось — восполняли недостающее взаимозаменяемыми товарами.
— В связи с ограничением деятельности доход упал?
— Да, конечно. К тому же, часть помещений мы сдаем в аренду банку, кафе, предпринимателям, оказывающим различные услуги населению. Их тоже закрыли. Сейчас банк уже работает. Кафе — только на доставку. Все остальное — нет. Расторгать договоры мы не стали — пошли навстречу: с кого-то брали 50 процентов оплаты, а кого-то вообще освободили от аренды на два месяца.
— Когда вы стали работать в обычном режиме, и как узнали, что магазин можно открывать?
— Нас снова проинформировали С. А. Баранов и руководитель Шахунского центра развития бизнеса П.Н. Шамаков, что в соответствии с изменениями, внесенными в указ губернатора, некоторые магазины, в том числе торгующие стройматериалами, могут работать. Через портал nn-card.ru самостоятельно оформили QR-коды на ИП и каждого сотрудника. С 4 апреля получили подтверждение, что имеем право открываться.
— Что-то изменилось за это время?
— Покупателей стало гораздо меньше. Продавцы должны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования: надевать маски и перчатки. Их приобретаем за счет фирмы. Целый день так ходить, конечно, очень тяжело, но никуда не денешься — безопасность прежде всего. Наличия масок требуем и от посетителей. Если у них нет, предлагаем одноразовые — они имеются у нас в наличии. Также при входе установлен санитайзер для обработки рук.
– Воспользовались ли мерами, предусмотренными для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса и самозанятых?
— Да, индивидуальный предприниматель Н.Е. Серова, которая оказывает нам услуги по оформлению отчетности, выяснила, что мы можем воспользоваться помощью, которая оказывается через Федеральную налоговую службу. Оформили документы за май и получили на каждого из пятерых сотрудников и индивидуального предпринимателя средства в размере МРОТ для выплаты заработной платы. Заявление за апрель пока находится на рассмотрении. Все это стало возможно только потому, что мы не сократили штат, не имеем долгов по налогам и заработной плате. Еще нас освободили от взносов в Пенсионный фонд. Суммы были большие, поэтому приходилось тяжело. Так что за апрель-май не платим. Это хорошее подспорье для предпринимателей в такое непростое время.
Справка "ЗТ". В call-центре "Мой бизнес" можно получить подробные консультации по всем мерам поддержки предпринимателей в период COVID-19.
Тел.: 8-800-301-29-94 ежедневно с 9:00 до 18:00, звонок бесплатный. Сайт мойбизнес52.рф.
Окно "Мой бизнес" расположено в помещении АНО "Шахунский центр развития бизнеса" по адресу: г. Шахунья, ул. Советская, д. 37, телефон 2-17-00.