В рамках проекта создается система комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра (РАС) для их социализации и формирования в обществе более толерантного отношения. Сейчас в географии проекта территории Республики Башкортостан, Чувашской Республики, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей.
Вместе с представителями аппарата полпреда и заместителями руководителей органов исполнительной власти указанных регионов в совещании приняли участие представители федеральных органов власти, общественных организаций и партнеры проекта.
Участники мероприятия обсудили итоги реализации проекта в 2020 году и перспективы его развития.
Открывая совещание, полпред подчеркнул, что "глава государства своим поручением (п.7 Пр-647 от 10 апреля 2020 года) рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ развивать систему социально-реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью, предусмотрев использование и механизмов государственно-частного партнёрства, а также привлечение некоммерческих организаций".
В числе положительных результатов реализации проекта на территории пилотных регионов ПФО Игорь Комаров отметил, "что наравне с традиционными учреждениями, работающими в системе образования с детьми, имеющими ментальные расстройства, значительно выросло число детей, посещающих инклюзивные группы и классы". Так, с начала реализации проекта в 9,4 раза (с 103 до 966) увеличилось число детей, обучающихся в инклюзивных образовательных группах в детских садах; в 7,4 раза (с 54 до 403) выросло число ребят, обучающихся в инклюзивных классах школ регионов. Благодаря проекту около 5 тысяч детей получает дополнительные услуги в рамках различных социальных программ и еще около тысячи проходит медицинскую реабилитацию.
На совещании Игорь Комаров обратил внимание руководителей профильных федеральных ведомств на необходимость организации контроля за проведением учреждениями здравоохранения скрининга детей, в том числе с использованием опросника M-CHAT-R. Также важно ликвидировать дефицит педагогов общего и дополнительного образования, специализирующихся на работе с детьми с РАС, внедрять инновационные коррекционно-развивающие занятия с детьми с РАС в детских садах и школах. По мнению полпреда, "базовые основы работы с людьми с расстройством аутистического спектра должны даваться абитуриентам во всех педагогических вузах и вузах, готовящих специалистов в сферах спорта, культуры и социальной работы, а значит, должны быть заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте". "Особым инструментом работы должны стать центры ментального здоровья, их площадки для апробации и масштабирования наработанных практик, как в регионах, так и в округе в целом", - отметил полпред.
"Крайне важно думать о будущем детей с РАС. Уже сегодня необходимо создавать рабочие места и условия организации работы для них", - подытожил Игорь Комаров.
Напомним, координатором проекта "Ментальное здоровье" на территории округа выступает Приволжский центр ментального здоровья. В числе задач проекта: создание системы раннего выявления детей с РАС, аккумулирование и тиражирование наиболее эффективных отечественных и зарубежных методик помощи людям с РАС разных возрастов, организация работы ресурсных центров в социальном обслуживании, образовании, здравоохранении; оказание адаптивной медицинской и другой помощи людям с РАС и их семьям; обучение специалистов учреждений различных сфер, взаимодействующих с людьми с РАС, повышение информированности об аутизме.
Нижегородская область стала первым регионом, начавшим реализацию проекта. Позднее к ней присоединились Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Пензенская и Ульяновская области.