Отчет о работе контрольно-счетной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области за 2022 год
Руководствуясь Положением о контрольно-счетной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа город Шахунья Нижегородской области № 68-7от 3 декабря 2021г., Совет депутатов решил:
1. Принять к сведению отчет о работе контрольно-счетной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области за 2022 год.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации, размещению на официальном сайте администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель Совета депутатов
городского округа город Шахунья
Нижегородской области Л.В. Стрелков
Глава местного самоуправления
городского округа город Шахунья
Нижегородской области О.А. Дахно
Приложение к решению Совета депутатов
городского округа город Шахунья
Нижегородской области
от 27 января 2023 года№ 11-6
Отчет о работе контрольно-счетной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области за 2022 год
Настоящий отчёт подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 года №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьи 20 Положения о контрольно-счетной комиссии городского округа город Шахунья Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа город Шахунья от 03.12.2021г. № 68-7 (далее – Положение о контрольно-счетной комиссии).
Отчет содержит информацию об основных направлениях и результатах деятельности контрольно-счетной комиссии городского округа город Шахунья(далее – контрольно-счетная комиссия) в 2022 году.
Общие положения
Контрольно-счетная комиссия является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, которая образована Советом депутатов городского округа город Шахунья и ему подотчетна.
Фактическая численность сотрудников контрольно-счетного органа составляет 1 единица (Председатель контрольно-счетной комиссии).
В отчетном периоде деятельность контрольно-счетной комиссии осуществлялась в соответствии с полномочиями,установленными Положением о контрольно-счетной комиссии, а также на основании плана работы контрольно-счетной комиссии на 2022 год. Задачи, определенные планом работы контрольно-счетной комиссии, выполнены в полном объеме.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной комиссией в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В отчетном периоде проведено 7 контрольных и 16 экспертно-аналитических мероприятий, подготовлено 16 экспертных заключений проектов муниципальных правовых актов.
Контрольная деятельность
В 2022 году контрольные мероприятия были направлены на проверку целевого, эффективного и рационального использования средств местного бюджета распорядителями и получателями средств.
В соответствии с утвержденным планом работы в 2022 году контрольно-счетной комиссией проведено 7 контрольных мероприятий:
1).Внешняя проверка бюджетной отчетности за 2021 год (проверено пять главных администраторов бюджетных средств).
2).Проверка законности и результативности использования средств бюджетов всех уровней, направленных в 2021 году на благоустройство общественных пространств и дворовых территорий городского округа город Шахунья Нижегородской области в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда".
3). Проверка законности и результативности использования средств бюджетов всех уровней, направленных в 2021 году на оказание государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры городского округа город Шахунья Нижегородской области в рамках реализации федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура".
Всего контрольной деятельностью охвачено 6 объектов контроля (5органов местного самоуправления, 1 муниципальное бюджетное учреждение).
Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2021 год
В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерациипроверена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2021 год у пяти главных администраторов бюджетных средств (администрация; управление по работе с территориями и благоустройству; управление сельского хозяйства; управление экономики, прогнозирования, инвестиционной политики и муниципального имущества; МКУ "Центр организационно-методической работы учреждений культуры городского округа город Шахунья Нижегородской области".
Своевременность предоставления бюджетной отчетности, установленная п. 32.1 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Шахунья (не позднее 1 марта текущего финансового года), соблюдена у всех проверенных ГАБС.
Полнота предоставления, информативность бюджетной отчетности в целом подтверждена у всех 5 ГАБС.
Контрольно-счетная комиссия отмечает следующие нарушения (недостатки) требований Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н:
- в части полноты и правильности заполнения форм отчетности;
- указания необходимой информации в текстовой части Пояснительной записки к годовой бюджетной отчетности и формального подхода составлению Пояснительной записке соответственно;
- отражения в текстовой части Пояснительной записки информации об отсутствии форм бюджетной отчетности ввиду отсутствия числовых значений показателей;
- отражения факторного анализа отклонения фактического исполнения доходов от прогноза поступления доходов;
- отражения факторного анализа отклонения фактического исполнения расходов от плановых назначений;
Так же в ходе проверки выявлены отдельные нарушения следующих нормативно-правовых актов:
2). нарушения требований Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" при проведении инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности.
3).нарушения требований порядка составления и ведения Сводной бюджетной росписигородского округа город Шахунья Нижегородской области, установленных Приказом финансового управления администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области № 14 от 15.16.2020г.
4). нарушения требований порядка составления и ведения Реестра расходных обязательств городского округа город Шахунья Нижегородской области, установленных Постановлением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области № 1286 от 11.11.2021г.
Установленные внешней проверкой бюджетной отчетности нарушения и недостатки на показатели итоговой консолидированной бюджетной отчетности муниципального образования за 2021 год существенного влияния не оказали.
По результатам проверки в целях повышения качества учета и отчетности участникам бюджетного процесса направлены предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Проверка законности и результативности использования средств бюджетов всех уровней, направленных в 2021 году на благоустройство общественных пространств и дворовых территорий городского округа город Шахунья Нижегородской области в рамках реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда".
Все необходимые муниципальные правовые акты для реализации приоритетного проекта приняты.
Перечни дворовых и общественных территорий, а также их обсуждение на Общественной муниципальной комиссии сформированы и утверждены.
Цели реализации муниципальной программы "Формирование комфортной городской среды городского округа город Шахунья Нижегородской области" на 2021 год достигнуты, благоустроены:
- сквер в г. Шахуньяпешеходная зона по ул. Комсомольская (от пересечения ул. Гагарина и ул. Тургенева);
- дворовые территории: г. Шахунья ул. Первомайская д.32; г. Шахунья ул. Чапаева д.3.
Фактическое финансирование на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых/общественных территорий в 2021 году составило 13029,6 тыс. рублей или 100,0% от плановых назначений, в том числе по источникам поступлений: федеральный бюджет – 10620,0 тыс. рублей; областной бюджет – 442,5 тыс. рублей, местный бюджет – 1967,1 тыс. рублей.
По состоянию на 01.01.2022 года на всех объектах работы завершены и оплачены в полном объеме.
По результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения действующего бюджетного законодательства и муниципальных правовых актов:
1). На момент проверки, в нарушении ст.179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Шахунья Нижегородской области, утвержденного Постановлением администрации городского округа от 17.06.2014 № 537 (в редакции от 12.04.2017г.), размер финансового обеспечения муниципальной программы в части реализации мероприятий по благоустройству общественных/дворовых территорий на 2021 год (59885,0 тыс. рублей) не соответствуют утвержденным показателям бюджета городского округа в редакции от 30.12.2021г.(60455,8 тыс. рублей). Сумма нарушений составила 570,8 тыс. рублей (устранено по результатам проверки).
2).В ходе проверки установлены нарушения сроков выполнения работ по установке малых архитектурных форм, озеленению и устройству газонов, обустройство покрытия дорожек из брусчатки на территории сквера, что является нарушением ст.34,ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".В рамках контракта Заказчиком в адрес Подрядчика направлены требования об уплате неустойки в общей сумме 4,6 тыс. рублей. Неустойка уплачена Подрядчиком в полном объеме.
3).При визуальном осмотре сквера установлено:
-не всхожесть газонных трав, которые в соответствии с актом выполненных работ были посеяны на территории сквера. Претензии Подрядчику для устранения недостатков в рамках гарантийного срока (3 года) в проверяемом периоде Заказчикомне направлялась. По мнению контрольно-счетной комиссии данная ситуация возникла в связи с тем, что в локально-сметном расчете не были предусмотрены работы по подготовке почвы для устройства газона.Таким образом, заданный или наилучший результат по устройству газона не достигнут, что является нарушением статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Сумма нарушений составила 115,1 тыс. рублей(по результатам проверки Заказчиком направлено претензионное письмо).
- отсутствие опорных конструкций для посаженных яблонь(устранено по результатам проверки).
- территория сквера на момент осмотра не окошена (устранено по результатам проверки).
4). По результатам визуального осмотра дворовых территорий установлено:
- отсутствиеемкости для мусора в двух урнах (устранено по результатам проверки).
- объекты благоустройства (скамейки, урны) в реестре муниципальной собственности и на балансеуправляющей компании не числятся. Данный факт является нарушением пункта 34 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 №157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению". Сумма нарушений составила 9,6 тыс. рублей.
Проверка законности и результативности использования средств бюджетов всех уровней, направленных в 2021 году на оказание государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры городского округа город Шахунья Нижегородской области в рамках реализации федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура".
Реализация мероприятия "поддержка отрасли культуры" Подпрограммы 1 "Сохранение и развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры городского округа город Шахунья Нижегородской области" муниципальной программы "Развитие культуры в городском округе город Шахунья Нижегородской области" исполнена в полном объеме.
Фактическое финансирование на "поддержку отрасли культуры" в 2021 году составило 143,9 тыс. рублей или 100,0% от плановых назначений, в том числе по источникам поступлений: федеральный бюджет – 100,0 тыс. рублей; областной бюджет – 35,1 тыс. рублей, местный бюджет – 8,8 тыс. рублей.
Направление расходования - приобретение мебели для Хмелевицкой сельской библиотеки (кафедра библиотечная – 2шт., выставочный стеллаж – 3 шт., каталожный шкаф – 2 шт.).
Согласно регистрам бухгалтерского учета, приобретенные основные средства учтены на счете "101" "Основные средства" раздела Нефинансовые активы.
Инвентарные карточки, акты о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, договор о полной индивидуальной материальной ответственности к проверке представлены.
По результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения действующего бюджетного законодательства и муниципальных правовых актов:
1).В нарушении статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа город Шахунья Нижегородской области, утвержденным Постановлением администрации городского округа от 17.06.2014 № 537 (в редакции от 12.04.2017г.), финансовое обеспечение Муниципальной программы в части ресурсного обеспечения мероприятия "поддержка отрасли культуры" на 2021 год. приведено в соответствие с Решением Совета депутатов городского округа от 25.12.2020 № 50-2 "О бюджете городского округа город Шахунья Нижегородской области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов" (в редакции от 26.02.2021г. № 53-11) только лишь в октябре 2021 года (Постановление администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области от 27.10.2021г. № 1238). Сумма нарушений составила – 143,9 тыс. рублей.
2).В нарушении статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в муниципальном контракте на приобретение мебели не предусмотрены следующие обязательные условия: о порядке и сроках оплаты, об ответственности сторон.
3). В Отчете о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств по состоянию на 1 января 2022 года, значение показателя "Объем обязательств, принятых в целях достижения результатов использования Субсидии" равно нулю. Тогда как, по факту значение данного показателя должно соответствовать показателю финансового обеспечения (исполнения) субсидии на поддержку отрасли культуры. В ходе проверки, по предложению контрольно-счетной комиссии, в Министерство культуры Нижегородской направлен и в дальнейшем был принят корректирующий Отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств по состоянию на 1 января 2022 года.
Таким образом, всего по результатам проведенных контрольных мероприятий выявлено нарушений на общую сумму 844,0 тыс. рублей, в том числе в соответствии с Классификатором нарушений, одобренным Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерациипо видам нарушений:
- нарушения при формировании и исполнении бюджета в сумме 714,7тыс. рублей;
-нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности в сумме 9,6 тыс. рублей;
- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в сумме 4,6 тыс. рублей;
- иные нарушения – 115,1 тыс. рублей.
По материалам контрольных мероприятий устранено финансовых нарушений на общую сумму 719,3 тыс. рублей (85,2%).
В целях принятия надлежащих мер и для устранения установленных нарушений и недостатков руководителям объектов направлено два представления, которые были рассмотрены в установленные сроки. По представлениям направлялись предложения по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
Выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки и нереализованные предложения, указанные в представлениях, остаются на контроле контрольно-счетной комиссии.
По итогам контрольных мероприятий в проверенных объектах проведены совещания, на которых ответственным должностным лицам поручено обеспечить в дальнейшем недопущение нарушений и недостатков, установленных контрольно-счетной комиссией.
Контрольно-счетной комиссией регулярно направлялась информация о результатах проведенных контрольных мероприятиях Главе местного самоуправления, Председателю Совета депутатов городского округа.
Экспертно-аналитическая деятельность
В 2022 году основные направления экспертно-аналитической деятельности были сформированы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на контрольно-счетную комиссию Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Решением Совета депутатов городского округа город Шахунья от 28.04.2017 № 78-4 "Положение о бюджетном процессе в городском округе город Шахунья Нижегородской области".
В рамках установленных полномочий контрольно-счетной комиссией в течение 2022 года проведено 16 экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии со статьей 157 БК РФ и главой 23 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Шахунья, в рамках предварительного контроля проведена экспертиза и подготовлено заключение на проект решения Совета депутатов "О бюджете городского округа город Шахунья Нижегородской области на 2023 и на плановый период 2024-2025 годов".
В соответствии со статьей 264.4 БК РФ и главой 32 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Шахунья, в рамках последующего контроля проведена экспертиза и подготовлено заключение на проект решения Совета депутатов "Об исполнении бюджета городского округа город Шахунья за 2021 год".
В рамках текущего контроля, контрольно-счетной комиссией проведены мероприятия, позволяющие осуществить оценку исполнения бюджета городского округа в 2022 году. С этой целью подготовлена информация на отчеты администрации городского округа об исполнении бюджета городского округа за 1 квартал, 1-ое полугодие и 9 месяцев 2022 года.
Одним из направлений экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетной комиссии в отчетном периоде являлась экспертиза и подготовка информации на проекты решений Совета депутатов "О внесении изменений в решение о бюджете городского округа город Шахунья на 2022 и на плановый период 2023-2024 годов".
В течение 2022 года изменения и дополнения в бюджет городского округа вносились десять раз и были связаны с корректировкой планируемых налоговых и неналоговых доходов с учетом уровня их собираемости, корректировками объемов безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, а также перераспределением бюджетных ассигнований.
При проведении экспертизы контрольно-счетной комиссией рассматривались вопросы соответствия проектов решений требованиям бюджетного законодательства. Проведен анализ доходной и расходной части бюджета городского округа, муниципальных программ, дефицита бюджета, муниципального долга.
По результатам финансово-экономической экспертизы Проектов бюджета сделаны выводы и внесены соответствующие предложения.
Выводы и предложения, изложенные в заключениях и информационных письмах контрольно-счетной комиссии, использовались в течение года при разработке нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения
Все заключения и информационные письма контрольно-счетной комиссии в установленном порядке направлены в Совет депутатов городского округа, Главе муниципального образования.
Организационная и иная деятельность
Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" внесены изменения, касающиеся организации деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования.
Так, согласно статье 1 Федерального закона № 255-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением, должен обладать правами юридического лица.
В связи с чем, в2022 году внесены корреспондирующие изменения в Устав городского округа город Шахунья, осуществлена регистрация контрольно-счетной комиссии в качестве юридического лица.
Проведена большая работа по разработке и утверждению нормативно-правовых актов контрольно-счетной комиссии.
Так же, в отчетном периоде на регулярной основе осуществлялось взаимодействие контрольно-счетной комиссией с представительной и исполнительной властью городского округа город Шахунья.
Председатель контрольно-счетной комиссии принимал участие в заседаниях Совета депутатов, в работе комиссий Совета депутатов, а также в работе муниципальной комиссии по координации работы по противодействию коррупции в городском округе город Шахунья.
На постоянной основе осуществлялось сотрудничество с контрольно-счетной палатой Нижегородской области.В связи с регистрацией в статусе юридического лица контрольно-счетная комиссиябыла принята в Совет контрольно-счетных органов муниципальных образований Нижегородской области.
В целях расширения взаимодействия с муниципальными контрольно-счетными органами контрольно-счетная комиссия является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Союз МКСО).
В отчетном периоде Союзом МКСО оказывалась консультационная и методическая поддержка.Кроме того,сотрудники контрольно-счетной комиссии приняли участие в семинарах и видеоконференциях, проводимых Союзом МКСО, по актуальным вопросам деятельности.
В соответствии с заключенным соглашением, контрольно-счетная комиссия производила обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства с Управлением Федерального казначейства.
В рамках реализации Плана противодействия коррупции сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, ежегодно размещаются на официальном сайте администрации городского округа город Шахунья.
В целях реализации принципа гласности на странице официального сайта администрации городского округа город Шахунья размещена информация о деятельности контрольно-счетной комиссии, размещены общая информация о комиссии, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контрольно-счетной комиссии, стандарты финансового контроля и организации деятельности комиссии, годовые планы работы.
Основные направления деятельности в 2023 году
Деятельность контрольно-счетной комиссии в 2023 году будет осуществляться в рамках реализации полномочий, возложенных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 6-ФЗ и Положением о контрольно-счетной комиссии.
Приоритетным направлением деятельности контрольно-счетной комиссии в 2023 году, как и в предыдущие годы, останется работа по профилактике и предупреждению нарушений действующего законодательства при формировании и исполнении бюджета городского округа.