В 2002 году в рамках краевого праздника "Пановские чтения" в школьном краеведческом музее истории села Панова открылся литературный зал. В 2008 году его перенесли в небольшой уютный кабинет новой школы. Самыми ценными экспонатами литературного музея стали альбом с фотографиями, подаренный супругой поэта Г. И. Пановой, подлинные документы и личные вещи, среди которых блокнот Геннадия Петровича, позволяющий увидеть, как рождаются стихи.
- А еще мы очень дорожим оказавшейся в наших руках копией родословной семьи Пановых, где представлена генеалогия за 330 лет, - рассказала хранитель музея, учитель русского языка и литературы Наталья Владимировна Волкова. – Для всех нас и особенно детей это пример бережного отношения к своим корням, истории рода.
Ежегодно в ходе литературного праздника музей пополняется книгами алтайских писателей, которые с большим удовольствием приезжают на родину поэта, делятся воспоминаниями, читают стихи. Сборники, собственноручно подписанные В. Тихоновым, Г. Колесниковой, И. Булахом и другими писателями, хранятся на полках старинной этажерки, когда-то принадлежавшей родственникам Г. Панова.
Чтобы накопленная база материалов стала доступной большему числу людей, в школе приступили к проекту по созданию виртуального музея. Но прежде социальному проектированию в рамках краевого профильного лагеря "Гражданин" обучились школьницы Анастасия Харченко, Полина Рыбакова, Ксения Путорайкина и Виктория Рыжкова.
- Мы понимаем, что работа предстоит большая: необходимо все перевести в электронные документы, сделать сайт музея, - поясняет Наталья Владимировна. - К тому же мы надеемся пополнить коллекцию экспонатов. В связи с этим хотели бы обратиться ко всем, кто знал Геннадия Петровича лично или поклонников его творчества: к сожалению, у нас представлены не все прижизненные сборники стихов поэта, но, возможно, у кого-то они сохранились. Мы будем рады фотографиям и всему тому, что касается подлинных вещей поэта.
Говоря о школьном музее, Наталья Владимировна не скрывает и то, что есть большое желание организовать это пространство с учетом современных требований к хранению и презентации экспонатов. А это значит, что музею необходима специализированная мебель, помогла бы и консультация специалистов.
-Для нас это действительно важно! – подчеркнула Наталья Владимировна. – А еще мы ожидаем, что в скором времени музей пополнится предметами старины. Вместе с ученицей Полиной Рыбаковой приступили к работе "Приметы времени и быта в произведениях Геннадия Панова". Сегодняшние дети с трудом понимают, а то и не знают вовсе, что такое крынка, прялка, скалка. Мы бы хотели не просто собрать коллекцию этих предметов, но и сделать тематический интерактивный плакат. Таким образом, с одной стороны мы приблизим детей к творчеству нашего земляка, а с другой - познакомим с миром старинных вещей.
Кроме того, педагог и его ученица Анастасия Харченко готовят работу "Художественное назначение назывных предложений в поэтических текстах Николая Лактионова", которая направлена не только на анализ творчества еще одного нашего земляка, лауреата краевой литературной премии имени Г. Панова, но и исследование всего литературного наследия района. В дальнейшем она также будет передана в музей.
Материалы, представленные в музее, остаются востребованными на протяжении всего учебного года и в период каникул. Вот уже четыре года здесь проводятся летние профильные краеведческие смены, которые посещают от 10 до 15 детей. В реализации образовательных программ принимают участие сотрудники районной библиотеки, районного краеведческого музея, заведующая сельским домом культуры О. В. Кузнецова, заведующая сельской библиотекой В. П. Мотовилова. Благодаря совместной работе организованы тематические занятия, практикумы, досуговые мероприятия. Кстати, об одной из таких смен в программе "Утро Алтая" рассказала корреспондент телерадиокомпании "Алтай" Мария Рудакова, которая не только посетила школу и музей, но и вместе с ребятами прошла часть маршрута по литературной тропе села.
Работы впереди много. Но самое главное - есть ученики, интересующиеся литературным краеведением, есть единомышленники в педагогическом коллективе и в учреждениях культуры, а значит, многое должно получиться, - считает Наталья Владимировна.