Александр Иванович занялся изучением этого предмета быта наших предков с огромным интересом. А ведь казалось бы, это так просто – ничем не примечательная деревянная прялка, которая до сих пор сохранилась во многих семьях. Нет-нет, да и присядет какая-нибудь хозяйка прясть и не задумается даже, что прялка ее отдельного разговора достойна.
- Мой интерес к прялкам нашей местности возник благодаря прялке моей мамы, сохранившейся у меня дома. Прялка старая, с потемневшими красками. Я долго пытался разглядеть рисунок на ней, но ничего определенного выявить не удалось. Летом прошлого года в деревне Старый Пажман я увидел прялку с интересным узором в виде восьми лепесткового цветка. Но и тогда ещё не придал этому большое значение, но фотография сохранилась. Следующая встреча с прялкой произошла в районном Доме ремесел. Прялка с таким же рисунком, привезенная из деревни Пинькай, заинтересовала меня уже всерьёз. И тогда я вновь вернулся к маминой прялке. Оказывается, на ней тоже угадывается тот же рисунок, что и на прялке из Пинькая. Вот тогда-то я и начал серьезные поиски. Такие же прялки мне показали в Кезском краеведческом музее и районной библиотеке. Нашел еще одну прялку и в своей деревне. Но настоящее чудо ожидало меня в гостином дворе "Живица", хозяйка которого Екатерина Лекомцева показала больше десяти прялок, собранных в Кезском районе. Из них восемь прялок имели тот же рисунок!
Все заинтересовавшие меня рисунки выполнены, конечно же, разными мастерами. Но на всех на них повторяются одни и те же элементы. На тыльной стороне лопатки в самом центре – круг, а вокруг - восемь лепестков или лучей. Четыре лепестка обязательно красного цвета, остальные могут быть разного цвета: белого, желтого, синего, черного и т.д. Свободное пространство может быть заполнено просто точками, зигзагами или S – образными завитками. Эти знаки располагаются не хаотично, а в определенном порядке. На лицевой стороне, ниже места, где размещается кудель, тоже возможны рисунки в виде усеченного цветка, чаще с тремя лепестками.
Я начал поиски в других районах. В Балезинском, Глазовском и Ярском районах таких прялок нет. Это я могу сказать с уверенностью, так как тесно сотрудничаю с местными краеведами. В Дебесском районе уточнить ещё не удалось, но в близлежащих к Кезскому району деревнях этого района прялки с таким рисунком, возможно, есть. К тому же, по словам Екатерины Семеновны Лекомцевой, она собрала свою коллекцию в основном в тортымской стороне, т.е. близ границы с Дебесским районом. Кстати, даже в Кезском районе по ту сторону реки Пызеп такую прялку мне найти не удалось: в Большом Олыпе есть, а в Дырпе - нет! У наших старообрядцев тоже таких нет, они совсем другие.
Поиски в Интернете привели меня к обвинской росписи, распространенной в бассейне реки Обва Пермского края (Карагайский, Нытвинский, Верещагинский районы). К нашим ближайшим соседям привели меня поиски. Вероятнее всего именно обвинская роспись и послужила основой для возникновения характерного рисунка на прялках нашего района. На прялках с обвинской росписью мы можем найти те же самые элементы, но они не являются главными на этих рисунках, а входят в состав целой композиции (цветка со стеблем и листьями или другими растительными орнаментами). И красный цвет в лепестках на этом орнаменте не обязателен. Такой орнамент называется "обвинской розой".
А еще я обратил внимание на то, что и на севере Удмуртии, и в обвинской стороне прялки имеют токарную обработку. Характерно для нас. Жителей правобережной части Камы также и то, что наши прялки состоят из двух частей дерева, в то время как прялки старообрядцев чаще сделаны из цельного дерева.
Исследование кезской прялки продолжается. Хотелось бы, чтобы жители наших деревень сделали "ревизию" сохранившихся в их домах прялок. Я очень прошу, сфотографируйте свою, расскажите, откуда она, узнайте ее возраст, а также то, кому она принадлежала раньше и кому принадлежит теперь. Я рад увидеть ваши сообщения в своей электронной почте: tass09@yandex.ru, Иванову Александру Ивановичу.