- Максим, расскажи об испытаниях Олимпиады.
- Об Олимпиаде я узнал от классного руководителя, учителя информатики Натальи Владимировны Ветошкиной. Участие в состязании бесплатное и проходит дистанционно – по Интернету.
Для выхода в финал я преодолел два отборочных этапа: индивидуальный и командный. В октябре прошлого года успешно решил тесты по географии и математике, информатике и физике. Я набрал необходимые баллы и вышел во второй этап. В декабре мне предстояло объединиться с другими участниками Олимпиады и в команде до 5 человек преодолеть конкурсные задания.
- Ты решал задачи сразу в трех командах по трем направлениям.
- Да, я выбрал профили "Системы связи и дистанционное зондирование Земли", "Анализ космических снимков" и "Интеллектуальные робототехнические системы". С двумя направлениями не заладилось – не хватило мощности домашнего компьютера и Интернета.
- Успех пришел в решении заданий по "Системам связи и дистанционному зондированию Земли". Этому учат в школе?
- Нет, работать со спутниками в школе не учат. Одновременно с Олимпиадой открылись бесплатные онлайн-курсы. Они дают участникам дополнительные знания для решения задач и знакомят с миром современной инженерии. Дополнительно мне пригодился опыт компьютерных игр.
- Кто был в твоей команде?
- Второй этап предполагал три индивидуальные задачи и два командных задания. В команде со мной были еще трое парней из Москвы, Ульяновска и Новосибирска. Испытания преодолевали сообща - создали беседу в социальной сети "ВКонтакте". Трудность заключалась в разных часовых поясах, но мы справились. Результаты второго этапа подвели 13 января. Наша команда вышла в финал.
Кроме меня во втором туре Олимпиады участвовали еще двое кезских ребят – Олег Дзюин и Максим Игнатьев. К сожалению, им не удалось пробиться в финал. Насколько я знаю, из Удмуртии прошли в заключительный этап 12 школьников.
- Знаешь, какие испытания ждут в финале?
- Вместе с командой предстоит применить реальное инженерное оборудование и создать действующий космический спутник. Финал пройдет в городе Королеве Московской области с 24 по 29 марта этого года. Я уже начал готовиться – пробую собрать собственную модель спутника.
Организаторы Олимпиады оплачивают финалистам проезд туда-обратно, питание и проживание на время заключительного этапа в Королеве.
- Надеешься на победу?
- Верю в себя – это важно. Замечаю, представителям моего поколения не хватает уверенности. Все в наших руках и головах.
В Олимпиаде НТИ могут участвовать не только технари. Среди 29 направлений представлены гуманитарные и биологические профили. Почему бы учащимся кезских школ не попробовать силы, например, в сити-фермерстве. Это современная работа по обустройству и обслуживанию городских теплиц. Сити-фермер должен владеть базовой химией и биологией, технологиями производства. Больше половины мирового населения живет в городах, поэтому считаю такой вид фермерства перспективным.
- Решил, где продолжишь обучение после окончания школы?
- Подходящий университет пока не подобрал. Я мечтаю создавать роботизированные импланты для человеческого тела. К примеру, кисти рук будут работать от импульсов головного мозга. Подобные разработки применимы в разных сферах.
Пока Максима ждут финал Олимпиады в Королеве и выпускные экзамены в кезской школе. В свободное время парень увлекается настольными играми и следит за мировыми новинками робототехники, особенно, за японскими. Япония – один из лидеров в этой сфере. Максим планирует когда-нибудь отправиться за знаниями в страну восходящего солнца и вернуться в Россию воплощать мечту.
Наша справка
Олимпиада Кружкового движения Национальной технологической инициативы проводится Кружковым движением НТИ, Агентством стратегических инициатив, Российской венчурной компанией в партнерстве с крупнейшими российскими университетами и ведущими технологическими компаниями с 2015 года.