Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно - политическая газета Кезского района Удмуртской республики

427580, Удмуртская Республика, пос. Кез, ул. Осипенко, дом 2а
телефон: +7 (34158) 3 21 83, 3 15 00
e-mail: zvezda@udmnet.ru

Под перестук вагонных колес...

Строительство вторых путей Пермской железной дороги – это еще одна страница истории, которая рассказывает о беспримерном героизме, мужестве, терпении, любви к жизни и Родине нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

КИРКА, ЛОПАТЫ, НОСИЛКИ – ВОТ И ВСЯ ТЕХНИКА

Вторые пути на магистрали Москва – Омск начали строить еще в конце 30-х годов. На разных участках дороги одновременно работали специальные строительные отряды, создавались строительные участки с необходимыми подразделениями.

Нападение фашистской Германии в июне 1941 года внесло свои коррективы в эту работу. Темпы работ нужно было ускорить, мобилизованных на фронт квалифицированных рабочих заменить жителями прилегающих к дороге районов. Краевед Борис Иванович Русских пишет: "В начале войны появилась острая необходимость в ускорении строительства вторых путей на участке Свердловской (тогда Пермской) железной дороги по территории северной Удмуртии, которое началось весной 1941 года. Десятки и сотни трудоспособных женщин и подростков направлялись из колхозов на отведенные участки с тем, чтобы, не прекращая движения поездов по основной линии, возводить параллельные пути. Работали на лошадях и вручную. Землю на насыпь поднимали на паре лошадей, запряженных не одна возле другой, а одна за другой – "гусем". Кирка, лопаты и носилки – вот вся тогдашняя техника. Но энтузиазм строителей поднимали эшелоны, идущие с боевой техникой, с воинскими частями на запад, с эвакуируемыми заводами и оборудованием и ранеными бойцами – на восток. Протяженность железной дороги на территории северной Удмуртии 165 км, по территории Кезского района – 50 км". (Б.И. Русских. Кезский район. Страницы биографии, стр.95).

В протоколе общего районного собрания Кезской партийной организации о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года написано: "…Районное партийное собрание считает лучшим ответом на бандитскую вылазку германских фашистов досрочное выполнение строительства вторых путей".

Для мобилизованных на строительство вторых путей у каждого района план был свой, и за него спрашивали с райкома партии. Поэтому секретари райкомов постоянно приезжали на строительство, а для руководства были назначены специальные уполномоченные из членов бюро райкомов.

Колхозникам, выполнявшим нормы, выдавалось в среднем 500 граммов хлеба в день по карточкам. Один раз в сутки отпускалась горячая пища из двух блюд. Колхозы выдавали по 3 - 4 кг муки, остальные продукты брали свои, у кого что было. Для лучших колхозников, перевыполнявших нормы, выдавались мыло, табак, спички, соль и некоторые промтовары. Только для этого нужно было выполнять и перевыполнять план. Нормы выработки были рассчитаны на взрослых людей.

МАТЕРИАЛ СОБИРАЛИ ПО КРУПИЦАМ

Железная дорога – это сложная, закрытая от посторонних людей, система. Чтобы получить какие-либо сведения из ее архивов, нужен специальный допуск. У нас, готовивших этот материал, такого допуска, конечно, нет, поэтому мы обратились к людям и интернет-ресурсам. Материал собирали по крупицам почти год. В списках тружеников тыла, сделанных лет 15 назад (большинство из них были тогда еще живы), нашли, что все они, кроме работ на лесозаготовках, строительстве железной дороги Ижевск – Балезино, строили еще вторые пути.

Заместитель директора Кузьминской школы Татьяна Михайловна Главатских вспомнила, что слышала среди пожилых односельчан выражение "торой путь", но не понимала и не придавала ему значения. История строительства вторых путей стала для педагога открытием. Благодаря ее поискам список строителей пополнился на 7 человек.

Вторые пути – это и часть истории семьи отца Сергия Миронова. "Торой путь" говорили мои бабушки", - рассказывает отец Сергий, когда начинали вспоминать дни молодости, выпавшие на тяжелые годы войны. Молодую девушку направили на строительство вторых путей в район станции Яр. Получилось так, что продуктовые карточки потерялись, через несколько дней без еды она обессилела, заболела, работать не смогла. Для больных в Яру был лазарет. Сестра, узнав о случившемся от вернувшихся с работы односельчан, добралась в Яр и привезла ее домой почти на руках, практически вырвала у смерти. "Прожили мои бабушки трудно, но любили жизнь, любили детей, любили петь удмуртские песни, может, даже и не думали о том, какой большой вклад внесли они в нашу Победу", - говорит отец Сергий.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

Любовь Петровна Верещагина рассказала, что ее отец Петр Никитьевич Ичетовкин, 1927 года рождения, работал на строительстве вторых путей на участке Кузьма – Шныры, этот участок был закреплен за колхозом "Новоселы". Четырнадцатилетнему пареньку очень нравилась девушка, которая на лошади возила землю. "Была она комсомолкой, очень веселая и красивая", - вспоминал Петр Никитьевич. Только случилась беда. Дорогу строили рядом с действующими путями, по которым шли и шли эшелоны, пережидать было некогда. Лошадь испугалась поезда, подвода перевернулась, и девушку сбило поездом. "У папы всегда слезы наворачивались, когда он вспоминал об этом", - говорит Любовь Петровна.

Фаина Леонидовна Главатских, 1930 года рождения, рассказывала, что рабочие на строительстве пути болели и даже умирали, тогда их хоронили тут же недалеко от железнодорожного полотна. Люди погибали, как бойцы на поле боя, приближая своим трудом Победу.

Вторые пути привели в Кузьму ленинградца Павла Яковлевича Киршина, потерявшего под Ленинградом жену, дочку и сына, которого он даже не видел. Павел Яковлевич вспоминал: "Закончил войну в Австрии. Нас целым эшелоном повезли через всю страну на восток, там еще шла война с Японией, но остановили весь эшелон на станции Бородулино, там мы строили второй путь. В Ленинград возвращаться было незачем, остался в Кузьме, работал в леспромхозе".

Ефросинья Матвеевна Ведерникова вспоминала, что строила дорогу в Кузьме, копала и возила на лошадях гравий. "Жили мы под елкой (в шалашах). Примерно на том месте, где находится сейчас старая табельная, была пекарня, там один раз в день готовили нам горячую еду", - рассказывала Ефросинья Матвеевна в 2014 году.

Мы очень благодарны Галине Александровне Овчинниковой, работавшей техником пути и знающей о железнодорожных путях практически все, Рафаилу Демьяновичу Дементьеву, старейшему работнику железной дороги, который объяснил, что во время войны строился нечетный путь, по которому сейчас мчатся поезда по направлению к Москве. Когда заканчивали строительство на участке пути, сдавали его в эксплуатацию, там открывали двухпутное движение, увеличивалась скорость перевозок.

За годы войны все пути построить не успели. Объем земляных работ выполнялся, а вот с укладкой рельсов задерживались. Советская промышленность резко сократила производство рельсов, сталь и производственные мощности были направлены на выпуск вооружения. В 1944 году выпуск рельсов составлял 5,4% от уровня 1940 года. Рельсы поступали из США. Галина Александровна вспоминает, что еще в 70-е годы использовались американские рельсы на малодеятельных участках, где не было интенсивного движения. Закончилось строительство вторых путей на Пермской железной дороге в 1957 году.

ДОСТОЙНЫ, ЧТОБЫ ИХ ПОМНИЛИ

Время невозможно остановить, люди уходят. Многих, упомянутых в этой статье, уже нет с нами. Нет точной цифры количества людей, строивших ни железную дорогу Ижевск – Балезино, ни вторые пути. По благословению отца Сергия, в маленькой православной церкви у железной дороги станции Кузьма собираются списки строителей вторых путей.

Позвоните в сельскую администрацию села Кузьма или заведующей сельской библиотекой, расскажите о своих родных, знакомых. Если они здравствуют, отец Сергий с немногочисленными прихожанами помолится об их здравии, а если нет, об упокоении. Наши родители, бабушки и дедушки достойны, чтобы их помнили. Но в большей степени это нужно живым.

Тускнеют от времени награды за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, желтеют листочки удостоверений к этим наградам, только память должна быть вечной. Вспоминая и молясь об ушедших в мир иной, и показывая тем самым пример своим детям, люди передают им традицию почитания предков. В результате этого у молодого поколения формируется уважение не только к своим близким и родным, но и к своей Родине. Для своих детей мы должны сохранить правду.

Идут поезда по Транссибирской железнодорожной магистрали, тяжелые грузовые и скорые пассажирские, и от этого движения раскачиваются лампадки на цепочках в церкви, и слышно в стуке колес: "Мы тут, мы тут, мы тут в вашей памяти…" "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле… (Исх.20,12)"

НИНА ХОХРЯКОВА

ЕЛЕНА ЖИГАЛОВА,

заведующая Кузьминской

сельской библиотекой

Автор: Татьяна Дементьева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 368

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика