7 июля в 10 часов утра у центрального входа на городское кладбище состоялось памятное мероприятие, посвященное памяти погибших путейских рабочих от японских интервентов в годы гражданской войны.
В 1919 году японские интервенты, нарушив все мирные соглашения, пробрались на Дальний Восток. Но развернулось партизанское движение, и простые путейские рабочие - ныне герои были связаны с партизанами. Любой ценой они решили не пропустить воинский эшелон с японцами и разобрали железнодорожный путь. Но во все времена были предатели, и японцы поймали путейцев прямо на месте. На этом же месте их заставили наломать хворосту, засыпали и сожгли. По прошествии времени на этом кровавом месте поставили обычный памятник со звездочкой на обочине нечетного пути восточного направления, огороженный железной оградкой, но со строительством электрификации останки были перенесены. Управление железной дороги сделало монумент в память о подвиге путейским рабочим - памятник в честь погибших героев. После решили сделать перезахоронение. Перенесли останки путейцев на кладбище и возвели монумент.
Не смотря на летний зной и горячее солнце, на митинге присутствовало около 150 человек. Собрались 3 поколения – пенсионеры, рабочий класс и дети-школьники. Почтить память усопших героев и выразить соболезнования пришли почетные гости: председатель Сковородинского районного совета народных депутатов В.П. Цыбров, председатель Совета депутатов города Сковородино М.В. Белослудцева, председатель Сковородинской общественной организации ветеранов войны и труда Забайкальской железной дороги А.А. Киселева, ветеран педагогического труда Н.И. Грязнова, главный инженер дистанции пути Г.А. Плюхин.
После проведения митинга мы обратились за комментарием к Алле Александровне Киселевой, и вот, что она нам поведала:
- Нашу Амурскую железную дорогу строили последней, и этот промежуток был первым – Рейново - Сковородино. Сколько было погибших, точно никто не знает, об этом история умалчивает. Сначала погибшим героям поставили скромный памятник. Потом решили перенести на кладбище. Монумент простоял 30 с лишним лет, и он стал рушиться. И в этом году я решила его увековечить. Мы должны помнить эту дату - ведь в этом году исполняется 180 лет железным дорогам. Я обратилась к руководителям железнодорожных предприятий за помощью. Чем смогли, тем помогли! Было очень много работы, но все сделали, и надпись красивая! Главное, чтобы люди знали о своих героях, ведь многие, пришедшие на митинг, и не знали, кому этот монумент. Хочется сказать огромное спасибо тем, кто не остался равнодушным и помог нам. С финансами нам помогли профсоюзы, выражаю им огромную благодарность. Также говорю огромное спасибо начальнику сковородинской дистанции энергоснабжения В.Н. Чеченко, начальнику 12 дистанции пути В.А. Лоцманову, Н.С. Тарасюку, а также всем руководителям за организацию данного мероприятия. Спасибо Татьяне Ивановне Голдынской, директору МБОУ СОШ № 3, ИП Дудиеву. Огромное спасибо всем, кто принял участие в этом митинге.