Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Гагинского района

607870 Нижегородская область, с. Гагино, ул. Ленина, д. 48
телефон: +7 (83195) 2-14-56; 5-11-34
e-mail: gagvesti@list.ru

Незабытые деревни

У каждого человека есть Родина – большая и малая. Большая – это страна, в которой мы живём – наша Россия. Малая Родина – это милый сердцу уголок Земли, где ты родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путёвку в жизнь.

Незабытые деревни

У каждого человека есть Родина – большая и малая. Большая – это страна, в которой мы живём – наша Россия. Малая Родина – это милый сердцу уголок Земли, где ты родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путёвку в жизнь. Родительский дом, улица, с которой началось познание мира, первые друзья, любимая школа, родное село – это "корни" любого человека, то, что определяет его настоящее и будущее. Именно с любви к родному краю и отчему дому начинается большая любовь к родной стране.

Для меня малая родина – село Большая Уда, расположенное в юго-западной части Гагинского района. Основано оно более четырёхсот лет тому назад, и за свою долгую историю переживало разные события и преобразования. Вокруг возникали, а иногда и исчезали другие населённые пункты. Меня всегда интересовало: как, когда и почему появилась та или иная деревня, кто построил первый дом, посадил сад, выкопал пруд? И почему вдруг поселения, в развитие которых было вложено столько человеческого труда, исчезают с лица Земли? Что станет через несколько десятков лет с моим родным селом, ведь сейчас его население постоянно уменьшается?

Можем ли мы чем-то помочь, спасти свою малую родину? А если уже поздно, если исчезла с карты Земли деревня? Наверное, единственное, что можно сделать в этом случае - помочь сохранить память о ней для будущих поколений.

Эта статья посвящена населённым пунктам, существовавшим в недалёком прошлом в юго-западной части Гагинского района и канувшим в небытие.

Среди них: д. Малая Уда, д. Мансуровка, д. Новая Мансуровка, д. Вычурки, пос. Бравый, пос. Стрелка, пос. Новопокровский, выс. Хохлы.

Вычурки

История Вычурок, одного из древнейших поселений края, начинается со второй половины XVI века. После взятия Казани Иваном IV Грозным земли при впадении Аратки в Ежать стали принадлежать Чемесовым, а граничащие с ними с запада – Малаховым. Они и основали на левом берегу Аратки первые поселения. Из-за ряда причин, в частности, из-за сильного весеннего половодья в долине Аратки и Ежати, помещики были вынуждены переселить часть крестьян за Ежать. Там проходила граница владений Чемесовых и Малаховых, а также владений князя Черкасского, которому принадлежала Ляпня. Слово "чур" обозначало границу, межу, а с учётом того, что новообразованное поселение принадлежало двум владельцам, добавилась приставка "вы". Вероятно, так и появилось название Вычурки. В 1859 году здесь насчитывалось 407 жителей. В 1877 году, когда старые Вычурки сгорели, отсутствие воды в овраге заставило жителей отстроиться на новом месте на высоком правом берегу Ежати. В 1916 году в деревне проживало 380 человек, в 1925 г. – 357 человек.

Над Вычурками возвышалась ветряная красавица-мельница, с которой можно было разглядеть до 16 окрестных сёл и деревень. В километре выше по течению Ежати находился родник, а ещё немного поодаль, на взгорье, с которого открываются дух захватывающие просторы, живописный лес. Облик Вычурок в 40-е годы прошлого века передан уроженцем Вычурок, нижегородским литературоведом, заслуженным учителем СССР Борисом Николаевичем Жуковым: "Вся деревня - одна кособокая улочка, домики крохотные, половина под соломенной крышей. Освещение –керосиновая лампешка, а то и вовсе коптилёк". Б.Н. Жуков отмечал также, что славились односельчане выразительным своеобразным говором.

Ещё в 1970 году земляки-вычуряне решили каждые 5 лет встречаться в родной деревне. После того, как деревня обезлюдела совсем и в 1985 году была ликвидирована, эта традиция сохранилась, в чём огромная заслуга инициативной группы уроженцев Вычурок и в особенности Бориса Николаевича Жукова. Чтобы увековечить память малой родины, они поставили на месте, где располагалась школа, 15-тонную стелу из красноярского гранита с литой мемориальной доской с надписью "Здесь до 1985 г. стояла д. Вычурки". Позже появился и герб села Вычурки, описанный на сайте "Геральдикум" Ю. Калинкиным.

Поселок Бравый

Своеобразна история появления в наших краях посёлка Бравый. Точное время его возникновения установить не удалось, но в документальных данных 1925 года о поселениях исследуемой территории он не упоминается. По рассказам старожилов, посёлок был основан выходцами из села Ризоватово Починковского района. Подтверждением этого может служить то, что и коренные жители, и сами переселенцы называли новый посёлок также Ризоватово. Искусственно придуманное название Бравый так и не прижилось, сохранившись только в документах и на картах. Кроме того, отличительной особенностью местных жителей был очень своеобразный говор: характерное оканье, совсем нетипичное для ближайших сёл, например, для села Ляпни (сравнительно недалеко расположенного), где тоже говорили на "о". Несколько отличались от местных некоторые обряды, например, обряд погребения. В могиле над гробом устанавливали специальный деревянный настил – полати и только потом насыпали землю. Получалось, что гроб располагался как бы в нише. В окрестных сёлах так не хоронили.

Место расположения населённого пункта переселенцы выбрали неслучайно. Первые дома были построены на пригорке, где грунтовые воды залегали довольно глубоко. Даже после сильных дождей вода сразу же стекала или уходила вглубь, и поверхность земли быстро высыхала, поэтому на дороге никогда не было слякоти и грязи. Дома единственной улицы располагались по левой стороне дороги, а все хозяйственные постройки – по правой. Дальше располагались огороды и пруд, вода которого использовалась для хозяйственных целей. Каждая семья по традиции разбивала большой сад. Посёлок Бравый входил в состав колхоза, центральной усадьбой которого было село Ивково. Некоторые колхозники ходили на работу на Ивково, часть людей работала здесь, на овцеводческой ферме. Никаких учреждений в посёлке не было. Ближайшая школа (начальная) была расположена на расстоянии 1,5 км, в д. Николаевка. Детям приходилось добираться туда пешком. Там же в магазине можно было купить основные продукты и товары повседневного спроса. Посёлок Бравый прекратил своё существование в самом начале восьмидесятых. Последней переселилась в Николаевку семья Трескиных после того, как упал столб и прекратилась подача электричества. Сейчас на месте исчезнувшего посёлка остался только пруд, заросли плодовых деревьев и кустарников как свидетельства былых садов и полностью поглощённое разросшимся лесом кладбище.

Мансуровка

В километре от с. Ляпня, ниже по течению реки Пекшать располагалась деревня Мансуровка. Время её основания неизвестно. Местоположение было не совсем удачным, так как дорога до ближайшего села Ляпня проходила по заливным лугам, которые весной, когда река Пекшать выходила из берегов, затапливались талыми водами. Деревня была небольшая, в одну улицу, численность населения в период с 1859 до конца её существования(1978 г.) не превышала 200 человек.

Новая Мансуровка

До 1971 года существовала деревня Новая (Верхняя) Мансуровка. Располагалась она к востоку от села Ляпня, в полутора километрах от реки Пекшать. После установления советской власти относилась сначала к Паново-Осановскому сельскому совету, а после его упразднения к Гагинскому. Местность вокруг деревни частично заболоченная, рядом –лес. В деревне имелся пруд. Улица располагалась с востока на запад. На всю округу Новая Мансуровка славилась своими яблоневыми садами. Рядом с деревней на полях выращивали зерновые, главным образом, рожь и овёс, а также технические культуры: лён и коноплю.

Ольга МИХАЛКИНА,

учащаяся 10 класса

Ушаковской школы

Продолжение следует

С каждой умершей деревней гибнет ещё один интереснейший пласт языка: местная топонимика, поулошные фамилии, прозвища, какие-то связанные с ними дразнилки.

Давно уже на карте Нижегородской об¬ласти нет деревни Вычурки. На районных — сохранились лишь обозначения: "Вычурский лес", "Вычурские луга". А когда-то каждый клочок этой земли был родным, имел имя собственное, иногда очень выразительное: Грыжники (пахать каменистый суглинок — грыжу зарабатывать), Сидоровы портки (пря¬моугольное поле с клином вгрызшимся в него оврагом), Блудовка (4 домика не в улице, а особнячком, вроде как заблудились), Спорная (место, где сходятся наша река с рекой сосед¬ней деревни: чья в чью вливается). Иногда же имя, подсказывающее своё происхождение: Попов луг, Часовня, Барский пруд, Старая деревня. Что-то, например, Пухталей, застав¬ляет задуматься. Оказывается, название этого оврага мордовское (правильно — Полталея) - Сухая река. Балканы — любое взгорье с придолом, Ялань — ровная поляна, Ендовка - ландшафтная чаша.

Это только часть местных достопримеча¬тельностей. Одна половина Вычурок называ¬ется Чемезовка, другая — Тот Конец, их разделяет Комаров проулок. Деревня стоит на горе, поэтому у неё есть Верхний и Нижний порядок. А в округе есть Круча, Заводка, Польное озеро, Великий враг (овраг), Клин-Огород (Капустники), Распашки, Съягов омут, Воронов яр, Песок (брод через реку Ежать), Сёмочкин яз, Глинище (Святой колодец), Журавлиха, Нижняя дорога, Верхний лес, Сосенки, Комиссариха, Ильичёв куст и многое другое.

Поговорки,

подслушанные у вычурян

Воз да маленька тележка. (С лихвою).

Все глаза проглядела. (Заждалась).

Голова садовая. (Порицание, сожаление).

Горе луково. (Упрёк, сочувствие).

До морковкина заговенья. (Надолго; навсегда).

Дух не дышит. (Об умилении).

Душу теснотит. (Муторно).

Ещё и конь не валялся. (Дело не начато).

Икру метать. (Суетиться, нервничать, прояв¬лять нетерпение, срывать зло на ком-то).

Как баушка отходила. (Исправился, расстал¬ся с дурной привычкой).

Как бы на эфесе не остаться? (Ни с чем).

Как мышь из дрожжей. (Испуганно, бестол¬ково, растерянно).

Как ниткой дёрнуты. (Одного роста).

Как с Богом думала. (Умно, рассудительно).

К баушке не ходи. (И так всё ясно).

Лыской звали. (Об исчезнувшем).

Мяса нагуляла. (Поправилась, потучнела).

Нагишом, да подпоясан. (С издёвкой о пыта¬ющемся скрыть свою нищету).

На дух не переносит. (О чём-то противном).

На лапоть "дуешь". (Невнимателен, себе пло¬хо делаешь).

На Маланьину свадьбу. (Лишнего, с избыт¬ком).

Не нашей вязки (снизки). (Не нашего поля ягода).

Не отчернил, не отбелил. (О не имеющем сво¬его мнения).

Не то на разуме. (Вместо работы, учёбы — вино да девки).

Из книги Бориса ЖУКОВА

"Черпачок из Святколодца"

Автор: Татьяна Тарасова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 876

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика