Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Ежемесячное обозрение. Журнал для тех, кто думает о будущем

660077, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Молокова, 40 оф. 282
телефон: +7 (391) 276-03-57
e-mail: vredaktor@idrenome.ru

Болевые точки Красноярска

Социальная напряженность повлияет на итоги выборов в горсовет

Особенность нынешней кампании состоит в том, что губернаторские выборы, закономерно занимающие по политической важности первую строчку в региональной иерархии, совпали с муниципальными битвами. Такой параллелизм создает интересные эффекты.

Для Александра Усса, являющегося безусловным фаворитом на приближающихся выборах главы края, данный фактор является скорее отягчающим обстоятельством. Не секрет, что в Красноярске найдется немало людей, резко настроенных против власти и ее партийного олицетворения — "Единой России". С учетом проколов в работе муниципального управленческого звена такое недовольство может ударить рикошетом по Александру Викторовичу, хотя и вряд ли помешает ему в сентябре освободиться от приставки "врио", так как серьезных конкурентов у него на старте губернаторской дистанции не будет.

Многие важные события, происходящие в эти недели на берегах Енисея, рассматриваются в предвыборном контексте. Кто-то из политических субъектов теряет очки, а кто-то находит свое счастье благодаря удачной эксплуатации острых тем, волнующих электорат. Власть и ее противники из оппозиционных партий пытаются сейчас преподнести избирателям свои интерпретации и оценки тех или иных важных для жизни Красноярска сюжетов: от транспортной революции до войны с павильонами. Во многом от того, чья версия победит, и будет зависеть исход выборов в муниципальный парламент.

А горячих точек в столице региона хватает с избытком. Плохая экология. Непомерные аппетиты застройщиков, которые продолжают точечно застраивать город. Нескончаемая эпопея с благоустройством, доставляющая красноярцам массу неудобств. Порой весь Красноярск выглядит какой-то нескончаемой зоной бедствия. Это дает в предвыборной игре хорошие козыри оппозиции, однако не факт, что она сумеет ими эффективно воспользоваться.

Транспортный кризис

В октябре 2017 года горсовет Красноярска избрал Сергея Еремина на пост градоначальника. Новый мэр получил значительный кредит доверия от депутатов, обеспеченный к тому же очевидным политическим покровительством врио губернатора.

Сергей Васильевич без лишних сантиментов начал зачистку администрации города от кадров своего предшественника — Эдхама Акбулатова. В освободившиеся кресла усаживались люди, практически неизвестные широкой общественности. Темные лошадки, чье попадание на высокие посты одни наблюдатели объясняли личной близостью к новому главе города, а другие какими-то неведомыми номенклатурными соображениями.

Многим горожанам все эти досужие рассуждения были не слишком интересны: они ждали от новоиспеченных чиновников продуктивной работы, здравого смысла и предсказуемых действий. Однако судя по мощному негативному эффекту от транспортной революции, которая началась в Красноярске нынешней весной, эти ожидания пока не оправдываются.

В конце апреля департамент транспорта мэрии сообщил, что с 1 мая отменяется несколько автобусных маршрутов по причине низкой востребованности у пассажиров. Аргументировалось решение и тем, что самим перевозчикам не нужны убыточные маршруты.

— Мы были вынуждены менять транспортную схему, потому что от перевозчиков стали поступать заявления о расторжении договоров об оказании транспортных услуг, — пожаловался депутатам горсовета руководитель департамента транспорта мэрии Дмитрий Петров. — Естественно, со стороны это выглядит не очень красиво, что вот пришел чиновник и начал закрывать маршруты. Я стал требовать от перевозчиков соблюдать условия контрактов. Но они решили просто отказаться от перевозок и уйти с маршрутов.

Красноярцы, пользовавшиеся годами привычными маршрутами, гневно отреагировали: "А вы нас спросили? Мы не хотим тратить деньги на пересадки. Не смейте закрывать!"

Однако в красноярской мэрии работают решительные люди. В мае горожане узнали о закрытии еще нескольких маршрутов и о других весьма существенных изменениях транспортной схемы. Этот шаг вызвал уже настоящий шквал гражданского возмущения. В защиту пешеходного электората начали выступать депутаты из краевого парламента и горсовета. Поднялась общественность, красноярцы стали устраивать разрешенные и стихийные пикеты.

Злым гением транспортных бед горожане и депутаты "назначили" Дмитрия Петрова.

— Я вижу массовое недовольство красноярцев и считаю, что в вопросе общения с населением вы допустили значительный провал, — обвинил чиновников депутат горсовета Константин Сенченко. — Вы говорите, что все хорошо, однако это не так: люди идут с жалобами. И если накал страстей не утихнет, мы будем вынуждены поднимать вопрос о компетентности отдельных коллег в исполнительной власти города. Как следствие, красноярцы призывают мэрию уволить "стрелочника", однако, судя по заявлениям Сергея Еремина, идеология транспортной революции вполне объяснима: к выбору непопулярных мер власть подтолкнуло неудовлетворительное состояние автобусного парка у частных перевозчиков.

— Вы же видите, какие автобусы работают на маршрутах, — отметил мэр Красноярска Сергей Еремин на встрече с журналистами. — Это же грязные ведра с болтами! Люди жалуются не только на изменение маршрутной сети, но и на состояние автобусов, и я понимаю их.

Объективные проблемы в сфере городских пассажирских перевозок есть: устаревание автопарка, отсутствие должного сервиса на маршрутах, да и транспортная схема в Красноярске не менялась около десятилетия. Однако логичный вопрос все-таки существует: почему при одинаковых проблемах были отменены одни маршруты и оставлены "в живых" другие? Злые языки утверждают, что происходит передел транспортного рынка миллионного мегаполиса в пользу перевозчиков, которые якобы приближены к муниципальным чиновникам. Но дело даже не в подковерных играх, а в том, как повела себя мэрия во время этого созданного фактически собственными руками социального пожара.

Во-первых, стратегическое решение, затрагивающее интересы десятков тысяч горожан, было принято кулуарно, без публичного обсуждения с экспертами и общественностью. Уже после того, как чиновники поучили шквал жалоб от населения, появились ссылки на исследования СФУ, которые вроде как оправдывают непопулярные меры муниципалитета. Примерно по такой же схеме в свое время попала впросак и администрация Эдхама Акбулатова, когда пыталась внедрить в Красноярске платные парковки без соответствующего законодательного фундамента и без широкой общественной поддержки.

Прежде городская власть с мнением красноярцев все же считалась. Около 10 лет назад по инициативе мэра Петра Пимашкова в краевом центре только после большого обсуждения началось изменение транспортной схемы. И даже та попытка получилась не слишком удачной. Ответственный за проведение транспортной реформы вице-мэр Иван Девяткин поплатился за фиаско своей должностью. Кстати, Петр Иванович в одном из комментариев довольно резко высказался и по поводу действий нынешней мэрии в этом очень чувствительном вопросе.

Кроме того, странно выглядят оправдания чиновников, попытавшихся объяснить свой волюнтаризм просьбами частных перевозчиков, настоятельно требующих повысить существующие тарифы на проезд с имеющихся 22 до 60 рублей! Как следствие, возникает впечатление, что вся эта спецоперация по сокращению маршрутов затеяна в первую очередь для того, чтобы удовлетворить аппетиты бизнесменов, а уж потом — чтобы улучшить транспортную логистику Красноярска.

В-третьих, в мэрии при начале транспортной реформы, похоже, и не подумали об общественно-политическом контексте. Принимать столь непродуманное решение с долгоиграющими последствиями накануне выборов в горсовет означает собственноручно поднимать уровень протестных настроений в краевом центре. У многих критически настроенных к власти горожан появился отличный повод 9 сентября выразить свое негативное отношение к работе чиновников.

Жадность и корысть

Источником вечных проблем как для власти, так и для простых горожан являются неуемные аппетиты красноярских застройщиков. В последние десятилетия именно в строительной отрасли Красноярска зарабатываются самые большие деньги. Логично, что строительные магнаты все серьезнее влияют на экономическую и социальную жизнь в городе. К примеру, в 2012 году один из таковых — Александр Коропачинский — попытался побороться за мэрское кресло. Правда, потратив огромные деньги на избирательную кампанию, оказался лишь на третьем месте.

Реванш застройщики взяли на выборах в горсовет 5 лет назад, создав в муниципальном парламенте фактически отраслевую фракцию, которая открыто лоббировала собственные интересы. Это, в частности, отчетливо проявилось при утверждении генерального плана города, а также Правил застройки и землепользования. Именно депутатам со строительной родословной горсовет–2013 во многом обязан многочисленными скандалами.

Сергей Еремин, нужно отдать ему должное, и на этом участке фронта проявил решительность. В частности, зимой мэрия сообщила, что начинает отзыв разрешений на строительство у тех застройщиков, которые не считаются с интересами города.

— Мы ведем тщательный анализ всех выданных разрешений, а их большое количество. Не исключаю, что последует ряд моментов, связанных и с приостановкой таковых, если будут выявлены нарушения, — пообещал градоначальник.

Недоброжелатели тут же объявили, что в Красноярске начался очередной передел строительного рынка в пользу нескольких игроков, приближенных к нынешнему краевому и городскому начальству. Однако дело не только в битве за престижные земельные участки. Планы застройщиков на самом деле создают напряжение практически во всех районах города. Например, за последние месяцы горожане протестовали против строительства новых домов в Октябрьском районе, микрорайоне "Южный берег" и в нескольких других территориях. Реагируя на социальные протесты населения, мэрия регулярно отправляет планы застройки объектов на доработку. Однако отсрочки проблем в корне не решают. Конфликты в градостроительной сфере становятся заметным дестабилизирующим социальным фактором в Красноярске. Застройщикам уже мало пустырей на окраинах и бывших промплощадок. Некоторые покушаются на исторические здания и зеленые зоны. "Жадность и корысть", — так недавно хлестко отозвался о поведении ряда строительных компаний в Красноярске первый вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко.

Проблемы, решавшиеся раньше на уровне муниципальной власти, вышли на краевую высоту. Недавно врио губернатора Александр Усс озвучил планы передать часть полномочий в сфере градостроительной деятельности на региональный уровень.

— Это вопросы, связанные с Генеральным планом, внесение изменений в Правила землепользования, землеустройства и, возможно, принятие решений по отдельным районам в части комплексной застройки, в том числе выдача разрешений на строительство многоэтажных домов, особенно в центре Красноярска, — отметил врио губернатора Красноярского края Александр Усс.

Очевидно, что застройщики просто так не сдадутся, и битвы в судах, где строительные компании отчаянно сражаются за свои участки, — яркое тому подтверждение. Наверняка и в нынешней избирательной кампании мы увидим представителей этого отраслевого лобби, которые попытаются попасть в горсовет, чтобы продолжать влиять на муниципальную власть и получать преференции для своего бизнеса. Но нужны ли такие товарищи в городском совете красноярцам?

Битва с ларьками

Пожалуй, самым крупным успехом новой команды муниципалитета пока можно назвать победу над владельцами ларьков и павильонов. Началась эта битва еще при Эдхаме Акбулатове. Начальство приняло решение, что накануне Универсиады необходимо привести в порядок все территории, находящиеся вдоль основных магистралей Красноярска. Бизнесменам было предложено перенести павильоны в другие места. Параллельно началась борьба с незаконной установкой павильонов.

Эти два сюжета вызвали неоднозначную реакцию и у предпринимателей, и у горожан. Были те, кто поддерживал муниципалитет в его стремлении избавиться от ларечного наследия 90-х годов. Бизнесмены, естественно, не хотели терять источники прибыли и всячески сопротивлялись планам мэрии. С учетом того, что в этот момент против Акбулатова уже была развернута полномасштабная информационная война, в которой участвовали довольно серьезные силы, то и протест ларечников пришелся "ко двору".

Однако после перемен в городской власти ситуация изменилась. Универсиада неумолимо приближается, а внешний облик Красноярска по-прежнему вызывает большие вопросы. Весной мэрия без лишних сантиментов стала сносить павильоны, которые занимали самые "козырные" с точки зрения прибыльности бизнеса места на популярных остановках общественного транспорта.

Владельцы павильонов сопротивлялись как могли: обращались в суды, жаловались уполномоченным по правам предпринимателей, устраивали пикеты и голодовки и даже записывали песни о своих злоключениях. Но все тщетно: этим летом павильоны методично продолжают уходить с центральных улиц города. Власть одержала полную и безоговорочную победу над ларечниками. Некоторые наблюдатели, правда, назвали эту победу пирровой, намекая на то, что снесенные павильоны далеко не уходят, а, создавая новую социальную проблему, располагаются поблизости от прежних мест дислокации во дворах. Но это уже вопросы будущего…

Автор: Александр Чернявский

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 96

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
ОБСУЖДЕНИЕ НА FACEBOOK
КОММЕНТИРОВАТЬ

Captcha
 

МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика