У нее нет званий, титулов и даже художественного образования…6 августа в центральной районной модельной библиотеке имени А.Калкина состоялось открытие выставки Раисы Кулаковой, талантливого самородка, самобытной художницы с Шебалинского района.
Раиса Ивановна родилась в селе Мухор-Черга Шебалинского района в 1967 году. Окончила Горно-Алтайский государственный университет. В данное время работает воспитателем в Чергинской школе-интернате. Со слов художницы, она начала рисовать с 2008 года, после постигшей ее тяжелой утраты. И вот с тех пор, на протяжении уже одиннадцати лет, из-под ее кисти выходят удивительные картины. Сама художница говорит: "Я пишу, как вижу". Однако взору ее доступно то, что не видно другим. Ее живопись наполнена этнической и философской символикой. Повторяющаяся тема картин – олень, символизирующий утерянную мудрость, которую народ должен обрести вновь. Работы автора из Черги несут множество смыслов, моральных и духовных аспектов. В картинах – величие Алтая, зов предков, родовое гнездо, связь Алтая с Гималаями. Творения Раисы Кулаковой помогают разбудить душу, трогают ее тонкие струны, вдохновляют, раскрывают другой смысл жизни. Они погружают в другой мистический и философский мир, и каждый вдруг с удивлением обнаруживает в себе глубину ощущений и пониманий. Как рассказала сама автор, образы картин могут прийти к ней во сне. Так же, как говорит Раиса Ивановна, иногда впадая в состояние глубокой медитации, она может несколько дней подряд рисовать картину. Вот так рождаются целые шедевры размером почти два на два метра. Воочию, к сожалению, которые нам не удалось увидеть, так как проинформировала автор: "Они не влезли в транспорт". Кроме холста Раиса Кулакова создает роспись на необычном материале – на лопатке животных и камнях. Со слов художницы, когда она приходит на берег каждый камень видится ей с лицом. А баранья лопатка еще издревле использовалась как атрибут гадания, также это древний знак пожелания изобилия молодой семье, символ благополучия и счастья в доме.
Я считаю, что для того, чтобы понять и раскрыть глубокий смысл картин, нужно услышать интерпретацию картин с уст самой художницы. Раиса Ивановна очень интересно, воодушевленно и эмоционально толкует о своих картинах. Все желающие познакомиться ближе с картинами Раисы Кулаковой могут посетить ее выставку в районной библиотеке, которая продлится до 16 августа. Ниже несколько картин с описанием самого автора.
"Требования нового времени (Восходящая страна Алтай)" 2014 г. Эта картина написана после возвращения с практики в Киргизии. На ней священная гора Белуха и сверкающий Олень, Дух Алтая. Вода символизирует жизнь, а ледники — чистоту. Алтай можно назвать пуповиной Земли, колыбелью народов мира, матерью мира. Чистые воды, горы и ледники Алтая — это территория, дающая жизнь. Отсюда уходили народы во все стороны света. Уходя, они оставляли знаки, оленные камни из тяжёлого гранита с высеченным на них оленем. Люди не забывали оленя, он их защищал даже в других землях. Но сейчас время к нему возвращаться, возвращаться к своим истокам, к природной чистоте. Люди идут к оленю! Однако, человек, сидящий за скалой — это наше недоверие, страхи, сомнения, отрыв от истории.
"Одинокий топшуур". Топшуур — алтайский народный щипковый инструмент всего с двумя струнами. Делают их из конского волоса, свитого в тонкую верёвочку. Обычно топшуур используют кайчи (народные сказители) для исполнения эпосов. Вот что рассказывает Раиса Ивановна. "Если ты любишь какой-то предмет, он одушевляется. Однажды я видела, как хозяин топшуура, музыкант-исполнитель горлового пения, прислонил инструмент к дереву, а сам ушёл. И вдруг топшуур зазвучал... Сам запел... Хозяин услышал это и... ревниво занёс инструмент в палатку."