Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Ковернинского муниципального округа Нижегородской области

606570, Нижегородская область, п. Ковернино, ул. К. Маркса, д.10
телефон: +7 (83157) 2-13-60; РЕКЛАМА 2-15-81
e-mail: Kovernov@list.ru

Горнист с "Конструктора"

Наш земляк Я.И. Шашков в составе команды сторожевого корабля принимал участие в обеспечении бесперебойной работы "дороги жизни"

Всё дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, в этом году мы будем праздновать уже 75-летие Великой Победы. Время идёт, но не меркнет подвиг наших отцов и дедов, благодаря новым архивным данным и рассекреченным источникам мы сегодня имеем прекрасную возможность больше узнать о том времени, проследить судьбу конкретного человека.

Брат моего деда, Яков Иванович Шашков, уроженец д. Анисимово, был призван в армию Семёновским РВК в 1937 году. Попал на Балтийский флот, в Кронштадт, где и застало его начало войны. Ему довелось служить на легендарном сторожевом корабле "Конструктор", бывшем эскадренном миноносце "Сибирский стрелок", спущенном на воду в 1905 году. До войны это было судно по испытанию новых образцов минно-торпедного оружия, а потом его переоборудовали в сторожевой корабль. Его длина составляла более 70 метров, ширина – более 8.

С августа 1941 года "Конструктор" входил в состав Ладожской военной флотилии. Когда блокадное кольцо сомкнулось, осталась единственная возможность связи с Ленинградом – через Ладожское озеро, побережье которого во время Великой Отечественной войны продолжала контролировать советская армия. Это озеро было очень сложным для судоходства. Неожиданные шквальные порывы ветра часто налетали на суда, поэтому побережье не было оборудовано ни причалами, ни пирсами. "Дорога жизни" чаще всего ассоциируется с грузовиками на льду и метелями. Но когда лёд сходил, она не прекращала функционировать. Просто в тёплое время нагрузку на себя принимала Ладожская флотилия. Часто это было даже сложнее и опаснее, чем продвижение на автомобилях по льду. Береговая линия Ладожского озера никогда не благоприятствовала судоходству.

Вместе с отрядом канонерских лодок корабль занимался эвакуацией стрелковых дивизий 19-го корпуса в п. Шереметьево, а 12 сентября "Конструктор" сопровождал и охранял первый караван с хлебом. По приказу командования, совместно со сторожевым кораблем "Пурга", перевёз в Новую Ладогу два полка 44-й стрелковой дивизии. Одновременно с перевозкой наносил артиллерийские удары с целью подавить опорные пункты сосредоточения пехоты и техники врага.

В ноябре 1941 года "Конструктор" возглавил конвои по доставке продовольствия в Осиновец, а обратно вывозил ленинградцев - семьи работников эвакуировавшихся в тыл оборонных заводов. Как пишет в своей книге "И невозможное возможно…Судьба корабля "Конструктор" А.П. Цветков, 4 ноября 1941 года экипаж получил приказ на перевозку семей эвакуированного завода "Звезда" имени Ворошилова. С наступлением темноты, имея на борту 256 пассажиров, "Конструктор" снялся с якоря и взял курс на Новую Ладогу. В 19 часов 15 минут он был атакован тремя фашистскими самолётами.

Одна 250-килограммовая авиабомба попала в носовую часть корабля между носовой пушкой и мостиком. Все, кто находились здесь, погибли сразу. "Конструктор" получил серьёзные повреждения. Моряки с огромным трудом удержали корабль на плаву. На место трагедии прибыла канонерская лодка "Бурея". Борясь за устойчивость "Конструктора", командир дивизиона сторожевых кораблей К.И. Балакирев приказал оставить на нём лишь 16 человек команды. Пострадавшие с помощью моряков были взяты на борт "Буреи" - 106 пассажиров и часть членов команды. Жертвами трагедии 4 ноября стали 150 пассажиров и 32 члена экипажа, в том числе и наш земляк, краснофлотец Яков Иванович Шашков, служивший на корабле горнистом. Этот поход стал для него последним…

Прибывшие на помощь спасательные суда взяли повреждённый корабль на буксир и повели его самым малым ходом в бухту Морье. 25 ноября, во время очередного шторма, сторожевик был выброшен на отмель, а носовую часть оторвало и унесло. Однако корабль был восстановлен к весне 1942 года и с новой носовой частью, изготовленной в условиях блокадного Ленинграда на Ижорском заводе, был готов к эксплуатации. Параллельно с восстановлением корабля водолазы и личный состав команды поднимали трупы, обнаруженные в затопленной части судна. Как вспоминали очевидцы, об этом писала нам в своём письме и племянница Я.И. Шашкова З.К. Медведева, затонувших моряков буквально вырубали изо льда. Останки погибших выносили на берег бухты Морье и хоронили в братской могиле.

"Конструктор" был вновь введён в строй как канонерская лодка и выходил на все боевые операции Ладожской флотилии, в её составе принимал участие и в снятии блокады. Нашлось ему дело и в мирное время. В 1957 году "Конструктор" был выведен из состава флота и разобран на металл.

Летом 2009 года удалось обнаружить место, на котором находились остатки затонувшего корабля. Водолазы подняли на берег уникальные находки и передали их в музей "Дорога жизни". В носовой части корабля были найдены и останки моряков, все они были подняты и похоронены с воинскими почестями.

На побережье Ладоги сегодня стоит несколько памятников, посвящённых защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятный знак установлен и на могиле погибших 4 ноября 1941 года на сторожевом корабле "Конструктор" моряков и жителей непобеждённого города. Здесь 32 фамилии членов экипажа, среди них и фамилия нашего земляка. Кстати, кроме него, здесь похоронены ещё три горьковчанина – Н.И. Попов, А.А. Денисьев и М.И. Калинин.

Сестра Якова Ивановича, Евдокия Ивановна, вместе с матерью дважды была на могиле брата в д. Морье в восьмидесятые годы. Добраться туда им помог адрес, указанный в письме красными следопытами Всеволожского района (пожелтевшее от времени письмо на протяжении многих лет бережно хранилось в семейном архиве, из него родные и узнали, где он похоронен). Здесь они познакомились с ветеранами Краснознамённой Ладожской флотилии, служившими на "Конструкторе" и оставшимися в живых после бомбёжки 4 ноября 1941 года. Создан музей, где собрано много материала о подвигах моряков, обеспечивающих бесперебойную работу "дороги жизни".

И в нашем краеведческом музее д. Анисимово все имеющиеся материалы о Якове Ивановиче Шашкове оформлены в специальную папку. Благодаря последним данным они пополнятся ещё. На малой родине героя тоже помнят о нём…

З. Галкина,

заведующая музеем ООО "Кутузова", д. Анисимово

Автор: Администратор сайта

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 488

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика