Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Муниципальное унитарное предприятие Невельского района «Редакция газеты «Невельский вестник»

182500, Псковская область, г. Невель, ул. Ленина, д. 15
телефон: 8(81151) 2-25-95
e-mail: nv@ellink.ru

Наша история

Традиции неизменны на протяжении Традиции неизменны на протяжении СТОЛЕТИЙ

На Руси, наряду с каменными храмами, с глубокой древности возводились и деревянные. Потребность в храмах была огромной, и деревянное храмостроительство, благодаря умению славянских мастеров, восполнило её. Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались всегда законченностью и совершенством.

"С распространением христианства быстро развивается деревянное храмостроительство, которое всегда шло впереди каменного,- пишет Олег Стародубцев  в книге "Русское церковное искусство Х-ХХ веков", изданной Сретенским монастырём в 2007 г. - Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на протяжении столетий. Но деревянное храмостроительство развивается своим путём и постепенно приобретает черты яркой индивидуальности и самобытности, в которой, безусловно, сохранились основные принципы храмостроения, заимствованные некогда у Византии. Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определённые конструктивные приёмы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве. Насколько просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри, строго соблюдая принятые традиции, настолько причудливо и богато были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Безусловно, повторить их в дереве было во многом невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно". В настоящее время в Невельском районе действуют пять деревянных храмов. Четыре из них находятся в сельской местности (деревни Шульги, Плиссы, Вологино, УстьДолыссы,) один – в Невеле. Сайт Великолукской епархии даёт такие сведения о церкви в Шульгах: "Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери построен на сельском кладбище в 1898 году (по другим данным в 1901 году). Особых документов о его истории не сохранилось. В газете "Полоцкие губернские вести" есть упоминание о создании храма в Шульгах в 1898 году на месте часовни. Главным инициатором строи

тельства был Василий Кирисенок. Он собрал народ, и часовню расширили до храма. Тогда в деревне было 250 дворов. Проживали в ней штрафники, люди, выселенные из других деревень, а деревня Шульги потому была штрафной, что не было здесь воды".  В годы советской власти церковь в Шульгах не закрывалась, но сгорела в ночь с 12 на 13 июля 2002 года. Казанский храм сгорел. Сохранилась лишь одна икона Архистратига Михаила. Сражу же, после пожара, началось возрождение храма и новый построили на прежнем месте. Старый фундамент был немного расширен в своих формах. В архитектурном плане церковь представляет собой четверик, завершённый низким малым восьмериком с главкой, с боковыми притворами и шатровой колокольней. Иконы в храме из деревни Топоры под Новохованском. В годы гонений было принято решение взорвать новохованскую церковь, но местным жителям разрешили иконы вынести из храма, и они сохранились. Когда началось строительство нового Казанского храма в д. Шульги, жители принесли иконы в дар храму. Много людей потрудилось над его строительством: это и местные жители, и родственники тех, чьи близкие и родные захоронены рядом с храмом, это и духовные чада протоиерея Михаила Зимарского, администрация Невельского района, благотворители из г.Самары, предприниматели из г. Великие Луки. Протоиерей Михаил Зимарский был настоятелем в этом храме почти полвека. Имел большие музыкальные способности, прошёл войну в духовом оркестре и дал обет Господу быть священником. Протоиерей Михаил реализовывал свой музыкальный дар в написании церковных духовных песнопений. Его музыкальные сочинения исполнялись во время богослужений. Знаменит батюшка ещё и тем, что привлёк к храму большое количество людей, благодаря особым духовным дарованиям, которыми наделил его Господь за усердное служение Церкви Христовой и людям. Многие приезжали к протоиерею Михаилу Зимарскому за духовными советами, молитвенной поддержкой, наставлениями и получали просимое. Память о священнике сохраняется и в сегодняшние дни. После богослужения владыка Сергий с духовенством и богомольцами совершили заупокойную литию у могилы протоиерея Михаила. Нужно отметить, что рядом с храмом похоронены тайные монахини из Ефросиниевского Полоцкого монастыря (Беларусь), жившие здесь с конца 60 - х годов.  Малый чин освящения храма в Шульгах состоялся 21 июля 2004 года. Его совершил протоиерей Петр Нетреба, будучи в то время настоятелем храма Святой Троицы г.Себеж и Благочинным Себежского церковного округа. Настоятелем храма во имя Казанской Божией Матери в настоящее время является

иерей Александр Лебедев. Он – уроженец Невеля, был лично знаком с прежним настоятелем, духовно у него окормлялся. Храм в д. Усть-Долыссы освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира Святославича, , крестившего Русь, родиной которого, как известно, является Псковская область. Как христианин князь Владимир заботился о просвещении ( именно в период его княжения была открыта первая школа) и о построении церквей. В июне 2002 г. на исторически связанных с житием св. Владимира местах был освящен закладной камень –по некоторым данным непосредственно здесь пролегал путь "из варяг в греки", по которому он шествовал вместе со своей дружиной. В начале ХХI в. строительство храма было важнейшим событием в жизни села. Тезоименником святого Владимира является человек, по чьей инициативе и чьим радением был построен храм – Владимир Николаевич Иванов, а также и его сподвижники : Тараканов Владимир Михайлович, архитектор Тюрин Владимир Иванович, зодчий Владимир Баранов. Огромную долю трудов положил и Юганов Федор Владимирович, взявший на себя административную часть вопросов. Общими усилиями на пожертвования местных жителей к 2003 г. была воздвигнута ярусная однокупольная церковь с небольшой звонницей. У всякой церкви есть свой голос, у этой – особенный. Колокола лили на Урале, как в старые добрые времена. Не каждый храм в Невельском районе располагает такими колоколами… Настоятелем храма является иерей Владимир Флавьянов, не так давно, 23 апреля, на Лазареву субботу в 2016 г. Владыка Великолукский и Невельский Сергий освятил храм Великим чином. В храме имеются такие редкие святыни, как частица Гроба Господня, частица камня Голгофы, а также частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, св. Пантелеимона Целителя и др. На территории храма также находится деревянная часовня в честь Покрова Божией Матери, в которой можно принять Святое Крещение полным погружением. Храм в честь Сошествия Святаго Духа на Апостолов, стоит на живописном берегу маленькой речки Плиссы, почти в пригороде Невеля. В 50 метрах от церкви проходит дорога Невель-Полоцк. По устному преданию местных жителей, церковь построена в 1747 году. Памятник представляет значительный интерес, т.к. является одним из немногих сохранившихся деревянных сооружений второй половины XVIII века на территории области, но частично утратил первоначальный облик в связи с многочисленными ремонтами, производившимися после Великой Отечественной войны. Храм был освящён спустя сто лет после строительства Архиепископом Василием Полоцким и Витебским, поэтому и икона Ефросинии Полоцкой здесь, справа от алтаря. В плане здание представляет собой вытянутый прямоугольник с выступающей на восточном фасаде пятигранной апсидой, на западном и северном - выступами двух крылец, основой церкви является крестообразный план, дополненный в восточной части симметричными приделами, а в западной - двумя симметричными же трапезными. Над входом в притвор, объединённым с четвериком, размещены хоры. Иконостас был сделан мастерами из Киева (барокко), иконы написаны в западной стилистике. До наших дней сохранилось много древних икон. Икона Божией Матери - местночтимая икона Табынская, празднуется в девятую пятницу по Пасхе, написана она местными мастерами. Одна из реликвий храма - ветхие хоругви со следами от пуль войны 1812 г. В храме четыре престола: Святаго Духа, св. страстотерпцев князей Бориса и Глеба, свт. Николая Чудотворца и, в утеплённой пристройке, св. Архистратига Михаила. В настоящее время настоятелем является Протоиерей Павел Анисимов. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Вологино - приписана к храму в Плиссах. Известно немного: деревянная церковь, построенная в 1924 г. вместо сгоревшей (по другим данным - перестроена в 1926-1927 из часовни). Одноглавый четверик с боковыми притворами и небольшой звонницей. Настоятель- прот. Павел Анисимов. В Невеле в 2015-2016 годах в стиле деревянного зодчества построен храм целителя и великомученика Пантелеимона. Освящён 5 августа 2016 г. Построен при финансовой поддержке благодетелей и жертвователем из Ростова-на-Дону, имя которого в капсуле замуровано в фундамент. С 2015 г. настоятелем храма назначен архимандрит Варнава (Баскаков). Среди святынь храма - икона св. Пантелеимона в полный рост.

Автор: Ольга Герасимова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 883

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика