И если бы могли ветераны (воспоминания нескольких мы публикуем ниже) видеть то, что происходит, смогли бы мы вымолить у них прощение за то, во что превращаем отвоёванный ими мир?
Порою всем нам кажется, что мир сходит с ума. Страшно, когда молодые люди берут в руки оружие, чтобы убить… своих же земляков, чьих-то детей. Так произошло 11 мая в Казани. Семь школьников и двое взрослых убиты, 21 человек ранен. Боль, ужас, непонимание происходящего… Чужих детей не бывает! А ведь человек направлялся к школе с оружием в руках, и люди это видели!..
Как уберечь подрастающее поколение? Как воспитать в них неравнодушное отношение к окружающему их миру? Наверное, больше разговаривать. И не пытаться "промывать мозги", а больше знакомить с историей семьи, региона, страны.
Ниже делимся с вами публикациями из "Сельского новатора" № 56 от 8 мая 1972 года. Вспомним сами. Расскажем детям.
ХОРОНИЛ БОЕВЫХ ДРУЗЕЙ, ПРИБЛИЖАЯ ПОБЕДУ
"Оставшиеся в живых фронтовики 45-ой отдельной истребительной противотанковой артиллерийской бригады в кровопролитных боях дали клятву: никогда не забывать пережитое, чтобы не повторялась война. Клялись вечно помнить погибших, не забывать их семьи и родных…"
Когда в сорок первом году "прокричали репродукторы беду", Коля Воробьёв был студентом педагогического училища. Он готовился стать школьным учителем, но война оторвала его от учебников и конспектов и вручила в руки парню боевое оружие.
В июне 1942 года наводчик миномёта Николай Воробьёв держал оборону в Синявских болотах, вместе с другими солдатами-сибиряками сдерживая натиск врага на город Ленина. Побывал под бомбёжкой, испытал артиллерийские налёты немцев и белофиннов, с нейтральной зоны снимал с засад снайперов-солдат и офицеров противника.
Командование части не могло не заметить природную сметку сибиряка, его умение ориентироваться в сложной обстановке, и рядовой Воробьёв был направлен на командные курсы. И вот в первый батальон 95-го гвардейского стрелкового полка прибыл новый командир взвода связи – младший лейтенант Воробьёв. Солдаты и офицеры батальона приняли его радушно: на гимнастёрке новичка блестела боевая награда – медаль "За оборону Ленинграда". Значит, в часть прибыл человек, уже проверенный огнём.
С этого дня и до конца своего боевого пути прошёл с батальоном офицер-сибиряк сотни многотрудных вёрст, отмеченных боями, потерями и победами. Участвовал в разгроме фашистской группировки под Витебском, воевал за Оршу, хоронил боевых друзей, павших в боях под г. Молодечно, умирал и снова оживал на землях Восточной Пруссии.
Сколько их было в те огненные годы – боёв, прорывов, наступлений и отходов!.. Победу встречал в военном госпитале, армейские хирурги четыре раза зашивали страшную рану на теле, оставленную фашистами.
Орденами Красной Звезды и Великой Отечественной войны, медалями отмечен ратный путь нашего земляка, который видел войну, познал её ужас, который, как и миллионы ему подобных, выстоял и победил.
ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ
В Залесовской средней школе работало много учителей, которые в годы войны защищали нашу Родину от фашистских захватчиков. Все они имеют награды за свои ратные подвиги, у многих остались следы войны: осколки гранат и шрамы на теле.
В.М. Черепанов, учитель труда:
– У меня боевая жизнь началась в ноябре 1941 года. Был старшим разведчиком. Часто жизнь разведчика висит на волоске, так как много раз приходилось ходить в тыл врага, чтобы получить сведения, необходимые для разработки планов обороны и наступления наших войск. Победу встретил в Мурманске. Радости нашей не было границ, и тот первый день мира я вспоминаю часто.
П.Т. Лещёв, учитель географии:
– Воевал я в составе войск 3-го Украинского фронта под командованием маршала Ф.И. Толбухина. В любое время суток приходилось вести нам боевые действия в тылу врага, наводя ужас и панику на фашистов.
За всё время наступления наша дивизия не знала поражений, ведь недаром говорят, что десантники дерутся насмерть. Самые ожесточённые схватки были в районе озера Балатон в Венгрии. Боевой дух наших войск был очень высок, и мы, не зная устали, день и ночь били и гнали врага до окончательной победы.
Наша дивизия с боями прошла Венгрию, Австрию и Чехословакию, где и встретил нас День Победы.
С.Д. Шорохов, директор школы:
– Я в 1941 году воевал на Ленинградском фронте. Тяжёлыми были бои за освобождение города на Неве, но наши солдаты и моряки делали всё для того, чтобы фашисты не смогли разрушить колыбель революции.
В январе 1942 года мне пришлось участвовать в окружении 16-й гитлеровской армии под старой Руссой, где получил тяжёлое ранение при выполнении боевого задания, когда мы возвращались из разведки. Контузия временно вырвала меня из строя – лечился в госпитале.
В 1943 году сражался за Родину на втором Прибалтийском фронте. С боями очистили советскую Прибалтику от фашистской нечисти и продолжали наступление в Польше. Здесь же, в Польше, и встретил Победу. После этого я принимал участие в борьбе с Японией.
В.Т. Сибирцев, учитель машиноведения:
– В действующую армию я был призван в декабре 1943 года. Воевал в составе мотострелковой дивизии.
Под Киевом впервые увидел фашистские танки. Тяжёлые громадины ползли прфямо на наши окопы. Конечно, это было страшное зрелище, тогда я позабыл про всё, было только одно стремление – стрелять и стрелять. Грохот моторов и орудий, лязг гусениц – всё переплелось в единый гул.
Тяжёлым был бой, многих не досчитались после него в нашей роте, они навечно остались лежать в киевской земле. Был ранен и я, правда, легко. После выздоровления воевал с фашистами уже в качестве командира 76-миллиметровой полковой пушки.
Война отходила на запад. Фашистские полчища отступали в своё логово. Наша часть воевала уже в Карпатах. О том времени у меня сейчас осталась "память" – осколок в лёгком, который напоминает изредка о прошедшей войне.
Потом была Германия – боевые действия в логове врага. Победу встречал в госпитале после ранения 2 мая 1945 года под Берлином. За время войны был награждён медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией" и орденом Красной Звезды.
Фото из открытых источников сети Интернет