"Ватка", "Калмезы" и Мессершмидт
Первые научные данные об удмуртском племени калмезов собрал начальник Сибирской научной экспедиции (1719-1727 гг.), немец по происхождению, Даниил Мессершмидт.
В дневнике Мессершмидта за 1726 год записано, что общаясь с чепецкими удмуртами из Балезино, называющими себя "ватка", он впервые услышал об их южных соседях "калмезах". Нынче этноним "калмез" помнят косинские удмурты Унинского района Кировской области, принадлежащие к "ватка". Они применяют слово "калмез", обозначая отличных от них диалектом, одеждой, нюансами культуры живущих по Кильмези. Однако полевые изыскания в деревнях бассейна Кильмези показали, что нигде т.н. "калмезы" себя так не называют. Это подтвердили и исследования Михаила Атаманова. Поэтому следует вывод, что понятие "калмез" не является эндоэнтонимом, по крайней мере в позднюю эпоху. Оно бытовало у удмуртов "ватка" для обозначения "других" удмуртов, отличающихся от них.
Об этом и многом другом в своём докладе на состоявшейся 25 марта в Селтинском РДК республиканской научной конференции "Потомки рода калмезов" рассказала руководитель проекта "Шудор" Наталья Русских. Наталья Юрьевна так же поведала о выдающемся учёном-филологе, уроженце д. Кырчим, Викторе Николаевиче Денисове и его трудах по удмуртскому языку.
Интересное сообщение с фильмом о весеннем обряде "Йо келян" ("Проводы льда") сделала ученица Новомоньинской школы Светлана Трудолюбова.
"В день праздника с утра удмурты ходили в баню, затем готовили праздничную стряпню, напитки, наряжались и шли в заранее определённое место на берегу реки". Старейшина, освятив угощенья, обращался к реке и молился Вумурту (Водяному) о том, чтобы половодье прошло спокойно, вода не причиняла вреда ни людям, ни скоту, чтобы летом не было засухи и слишком обильных дождей. Люди же брали на себя ответные обязательства природоохранного характера. Затем исполнялись обрядовые песни, а далее шла, что называется, "развлекательная программа" – весёлые песни, танцы, игры.
"Моё разноцветное калмезское платье" – такой доклад сделала ученица Копкинской школы Софья Будина. "Одежда – важная отличительная черта любого народа. В национальном костюме отражается представление о Вселенной. Верх – налобная повязка, такъя, монисто – это космос, небо, Солнце, Луна. Монисто – оберег, символ света, добра. Узоры защищали самые уязвимые места – ворот, рукава, подол. Средний ярус наряда – земля, природа. Низ – подземный, потусторонний мир". Софья поделилась своим опытом изготовления костюма калмезских удмуртов.
Ученица Гобгуртской школы Инна Измайлова на удмуртском языке поведала о полной загадок биографии удмуртского писателя Петра Блинова. Точно не установлено даже место рождения классика.
Учительница Гобгуртской школы Людмила Решетникова раскрыла основное содержание вышедшего в рамках проекта "Шудор" сборника "Калмезские удмурты: что знали, да забыли".
На конференции были упомянуты и труды нашего краеведа из д. Лудзи-Жикья Петра Коробова.
Директор Селтинского Дома ремёсел Светлана Никулай произнесла доклад о народных удмуртских промыслах, которые изучают и продолжают мастера этого учреждения культуры.
Состоялся показ удмуртских национальных костюмов.
В фойе РДК была развёрнута фотовыставка, работала выставка-продажа изделий мастеров Селтинского Дома ремёсел, свои тканые половики-дорожки предлагала мастерица Зинаида Мамеева.
Фото автора.