"Я с самого раннего детства мечтала быть учителем, поэтому когда пришло время осознанно выбирать профессию, никаких сомнений у меня не было. Сейчас понимаю, что сделала правильный выбор, ведь за всё время работы в школе ни разу не пожалела о том, что стала педагогом", - признаётся учитель истории и обществознания петровской школы №1 Ирина ЩЕРБАКОВА.
Этот учебный год в профессиональной деятельности Ирины Щербаковой юбилейный: двадцать пять лет назад, окончив педагогический институт, она вернулась в родную школу и всё это время, как и мечтала когда-то, учит детей.
Своим первым учителем и наставником в профессии она по праву считает самого близкого и родного человека - свою маму Валентину Ивановну Тимофееву, которая много лет проработала учителем химии и биологии в школе рабочей молодёжи, а затем преподавала в Первоберёзовской школе. Говорит, что именно с неё брала пример того, как нужно относиться к детям и их родителям, к работе, какой должна быть сама в общении с учениками и коллегами. Сейчас Ирина с улыбкой вспоминает свои "первые уроки", которые она давала куклам и подругам детства, стараясь во всём походить на маму, как вместе с ней проверяла тетради и готовилась к каждому новому учебному дню.
Детские мечты, как известно, далеко не всегда становятся реальностью, но героиня моего рассказа, взрослея, всё больше убеждалась в том, что её призвание - быть учителем. Мама хотела, чтобы дочь продолжила её путь, выбрав естественные науки. Ирина же, у которой любимым предметом в школьные годы стала история, а несомненным авторитетом во время учёбы была Заслуженный учитель и прекрасный педагог Анна Ефимовна Литвиненко, отдала предпочтение гуманитарному направлению. Всем своим преподавателям она искренне благодарна и за знания, полученные во время учёбы, и за помощь в период начала работы в школе, и за бесценный опыт постоянного общения с наставниками.
Сейчас Ирина Щербакова не только ведёт уроки в родной школе и является классным руководителем 26-ти замечательных восьмиклассников, но и возглавляет районное методическое объединение учителей истории, географии и обществознания. Вместе с коллегами она постоянно ищет новые формы работы с учениками, организует и проводит фестивали и форумы как городского и районного, так и областного уровней. Например, такие, как областной метапредметный педагогический фестиваль "Духовность и современность", в мастер-классах, уроках-импровизациях, защите проектов и внеклассных мероприятиях которого ежегодно участвуют десятки учителей Саратова и районов области, муниципальный проект "Право для всех" (его активными участниками вот уже четыре года подряд становятся порядка ста учащихся городских и сельских школ нашего района), фестиваль исторической реконструкции и народности "Истоки", ставший удачной находкой и открытием для детей и взрослых, сохраняющих самобытность родной культуры, краеведческие чтения на базе центральной библиотеки Петровска - итоги ученических исследований истории малой родины. Высокой оценкой педагогического труда и творчества коллег считает то, что в прошлом году наше районное методическое объединение учителей истории, обществознания и географии назвали одним из лучших в области.
Кстати, в 2006 году Ирина Щербакова вошла в число первых номинантов Всероссийского конкурса Президентских грантов "Лучшие учителя России", кроме того, среди её личных достижений - победа в районном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель года - 2001". Однако главной наградой для себя она считает успехи своих учеников, их победы и призовые места в различных конкурсах и олимпиадах, а ещё то, что многие из них, окончив школу, выбирают профессию учителя.
На вопрос о том, каким должен быть учитель, моя собеседница, не задумываясь, ответила: "Прежде всего, педагог должен по-настоящему любить тех, кого он учит, видеть и уважать в каждом из своих учеников личность, а ещё - быть для них интересным, "гореть" своей работой, стать для детей лидером, за которым им захочется идти, чтобы получать знания". В этом, наверное, и кроется секрет её учительского успеха.