Версия для слабовидящих |
6+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Пудожского района Республики Карелия

186150, Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Комсомольская, д.5
телефон: +7 (81452) 5-17-46
e-mail: vestnik@onego.ru

Из опыта работы

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях внедрения ФГОС

В настоящее время многие школы Карелии переходят в статус малокомплектных. Возможно, наш опыт пригодится на пути апробации новых форм работы. К сожалению, до сегодняшнего дня произошли многие изменения, и данный коллектив сейчас расформирован, так как начальная школа теперь продолжает работать в здании детского сада, расположенного в д. Усть-Река. Этот опыт успешно нашел свое применение в новом коллективе.

Статья была напечатана в 2017 году в "Педагогическом вестнике Карелии" №3(51). Автор - Светлана Васильевна Филиппова, учитель начальных классов МКОУ ООШ д. Усть-Река.

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком ранее"

В. А. Сухомлинский

Российская (советская) школа постоянно претерпевает определенные изменения: оптимизация, обновление, реструктуризация… Это влечет за собой появление новых "педагогических объектов"; одни из них "умирают", не приживаясь в имеющихся условиях, другие внедряются в образовательный процесс, развиваются, постепенно становятся вполне привычными, "опознанными".

Проблемы, вызванные так называемой "демографической ямой", привели к существенному уменьшению числа детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и, как следствие, контингента обучающихся в общеобразовательных школах. Особенно это было ощутимо в сельской начальной школе (НОШ). В различных регионах появилась практика объединения ДОУ и НОШ. Безусловно, это ноу-хау потребовало от педагогических коллективов данных учреждений существенной перестройки образовательного процесса. На местах происходила эта перестройка по-разному, но, независимо от этого, повсеместно на первый план вышли вопросы преемственности. Необходимость реальной преемственности между детским садом и школой - проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность с позиции детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка на момент начала обучения. Это подразумевает организацию работы с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от развития умственных способностей ребёнка.

Задача ФГОС дошкольного образования - научить ребёнка учиться. Задача ФГОС начального общего образования - учить детей самостоятельно учиться.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить три сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются на предметные, метапредметные и личностные. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Начальная школа в поселке Приречный всегда была малокомплектной. Я работаю в ней 26 лет. Все эти годы начальная школа и детский сад тесно сотрудничали между собой. В 2005 году прошла первая в нашем Пудожском районе оптимизация. Объединили школу и детский сад в одно учреждение. Было трудно начинать совместное проживание двух детских коллективов под одной крышей.

Работа началась с составления нового режима дня для детей и внутреннего распорядка для работников учреждения. Надо было подстраиваться под режим дня дошкольной группы, которую посещали дети от 1 года до 7 лет. При этом пришлось учитывать специфику работы учителя с классом-комплектом, в котором одновременно обучались дети четырех возрастных групп - с 1-го по 4-й класс. В результате совместной работы педагогического коллектива появился единый режим дня для школы и детского сада (см. таблицу).

Работа над проблемой преемственности перешла на новый, более тесный уровень сотрудничества.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей в этих условиях является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между коллегами. Основными задачами нашей работы мы считали:

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса - воспитателей, учителей, детей и родителей;

- установление единства и выработка общих целей и воспитательных задач.

Направления осуществления преемственности:

1. работа с детьми,

2. взаимодействие педагогов,

3. сотрудничество с родителями.

Составляя ежегодный план работы, мы раскрываем каждое из них согласно штатному расписанию - два педагога дошкольной группы работают посменно. Во время тихого часа они совмещают рабочий час, который ежедневно превращается в педагогический, что очень удобно для нас в организации методической работы по основным темам:

- Психологическая готовность к школе ребёнка-дошкольника.

- Адаптация детей к обучению в школе по ФГОС.

- Задачи образовательного учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения детей.

Совместные педагогические часы и советы; семинары; мастер-классы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; открытые показы уроков и занятий с взаимопосещениями педагогов дают возможность обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, усовершенствовать методы обучения детей.

Коллектив детей небольшой, и в основном дети, которые посещают дошкольную группу и учатся, - из одной семьи. Ежедневное посещение родителями нашей школы-сада предоставляет возможность для тесного сотрудничества с педагогами по любым возникающим вопросам или просьбам.

Совместные родительские собрания; консультации; беседы; творческие мастерские; анкетирование; тестирование для изучения самочувствия семьи; патронаж на дому; дни открытых дверей; семейные вечера и тематические досуги с участием родителей; организация субботников по подготовке учреждения к новому учебному году еще теснее сплотили наш коллектив.

Работу с родителями облегчает и то, что они являются нашими воспитанниками и выпускниками.

Немного хочется сказать о "Детских местах" в нашем учреждении, где дети всех возрастов могут заниматься во внеурочное время:

- уголок сюжетных игр;

- дидактические и строительные уголки;

- уголок ИЗО;

- уголок книги;

- спортзал.

В свободное от уроков время ученики ходят играть в дошкольную группу, помогают воспитателю одеть малышей на прогулку, присматривают за ними.

Совместные игры дошкольников и учеников на переменах в спортивном зале или в группе детского сада, их постоянное общение вызывают у ребятишек желание пойти в школу, интерес, вселяет уверенность в своих силах, повышает мотивацию. Дошкольники часто заходят в школьный класс, садятся за парты, примеряют на себя роль учеников. В игровой форме одновременно получают много интересной информации.

Мы сохранили традиции совместного проведения "Дня знаний" и выпускных вечеров. Согласно годовому плану проводим совместные тематические экскурсии, походы и праздники. При подготовке к ним ученики и дети дошкольной группы имеют общие репетиции. Весной проводится "День открытых дверей", на который мы приглашаем родителей. Проходят открытые уроки и занятия, совместный с участием родителей праздник, организуется выставка детских работ и поделок.

У нас всегда особое место занимает работа по проведению совместных народных праздников:Святки, Масленица, Пасха. Для родителей оформляется вся историческая информация, приметы, русские и карельские традиции, игры, пословицы и поговорки.

Проведение праздника "День защитников Отечества", серия мероприятий ко Дню Победы позволяют решать вопросы по патриотическому воспитанию детей.

Ежегодно в сентябре наши ребята участвуют в совместных мероприятиях "Весёлые старты" и "День здоровья". В течение учебного года проводятся беседы, практикумы по здоровому образу жизни, спортивные и игровые переменки.

Ежегодно проводим экологические акции:"Кормушка", "Сделаем наш поселок чистым". Они формируют у детей трудолюбие, дисциплинированность, любовь к природе, бережливость, патриотизм, ответственность. Ребята учатся договариваться, распределять обязанности, выводить последовательность работы, помогать друг другу, что полностью соответствует новым стандартам.

Во внеурочной деятельности у детей расширяется кругозор, они получают современные знания, постигают основы исследовательской и проектной деятельности. С удовольствием учатся рисовать, вышивать, создавать "шедевры" своими руками. В ходе этих занятий у ребят формируется творческое мышление, инициатива, наблюдательность, стремление к получению хороших результатов, появляется здоровый интерес к жизни, они учатся видеть прекрасное вокруг себя.

Частыми гостями на этих занятиях бывают дети из садика. Им интересно видеть, как работают школьники.

Работа в разновозрастных дошкольных группах и классах малокомплектной школы требует от педагога много сил, знаний и умений, педагогического творчества.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребенка дошкольного возраста - это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Образовательный процесс в условиях ФГОС должен быть подчинен становлению личности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая детей с ОВЗ), осуществление индивидуальной работы с детьми четырех классов требует от педагога большой подготовки. Поэтому очень важное значение имеет создание преемственно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Проблема преемственности в нашем учреждении успешно решается в течение многих лет при тесном взаимодействии педагогов. Выигрывают от этого все, особенно дети.

Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у наших выпускников детского сада высокий уровень адаптации к школе, и дезадаптированных детей нет.

Наш педагогический опыт по преемственности между начальной школой и дошкольной группой настолько уникален, что был неоднократно представлен нами перед учителями начальных классов и воспитателями дошкольных групп Пудожского муниципального района и на совместной конференции с педагогами Пудожского и Медвежьегорского муниципальных районов, Архангельской и Вологодской областей.

Коллектив педагогов и техперсонал нашего учреждения - родные, близкие люди, проверенные не одним десятком лет. Все помогают друг другу, сострадают, радуются успехам.

Все бы хорошо, но детей с каждым годом становится все меньше, уровень жизни жителей поселка падает, нет никакого производства, безработица, нравственность во многих семьях оставляет желать лучшего. Не все родители понимают роль школы, проблемы воспитания и учебы.

Несмотря на эти проблемы, наша школа-сад - центр жизни поселка. Вся общественная жизнь проходит через нас. Люди постоянно обращаются за помощью и советом, за различной полезной информацией.

В наше кризисное время необходимо искать любые пути и возможности для сохранения школ на селе. И объединение под одной крышей разновозрастных класса и дошкольной группы - один из вариантов пути этого сохранения. Не надо бояться нового! Таким образом вы сохраните учреждение на селе, укрепите детский коллектив, который безболезненно проходит период адаптации перехода от одного возраста к другому и из класса в класс.

Возможно, наш опыт работы по преемственности детского сада и начальной школы кому-нибудь пригодится. Наш коллектив будет этому очень рад.

Закончить хочется словами В.А. Сухомлинского:

"…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…".

Автор: С. Филиппова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 514

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика