Версия для слабовидящих |
6+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Пудожского района Республики Карелия

186150, Республика Карелия, Пудожский район, г.Пудож, ул.Комсомольская, д.5
телефон: +7 (81452) 5-17-46
e-mail: vestnik@onego.ru

Воспоминания о прошлом

Воспоминания педагога, бывшего директора Куганаволокской школы в 60-70-е гг. Михаила Осиповича Сысоева в редакцию передали его родные. Мы считаем, что это будет интересно нашим читателям. Начинаем их публикацию.

Вместо предисловия

В передаче по радио я услышал удивительные слова: культура человека проявляется и в том, как он знает свою родословную и жизнь своих предков. Может, мне удастся в своих записках восстановить прошлое моих родственников вплоть до пятого поколения. Мои записи, может быть, заинтересуют моих внуков и заставят их задуматься над своим прошлым и настоящим.

Я не претендую на абсолютную точность в хронологии событий, но пишу только о том, что хорошо знаю по рассказам родителей и по своим воспоминаниям. События буду излагать через призму собственного взгляда на жизнь и на примерах родной маленькой деревни Маткалахта, расположенной на южном берегу Водлозера.

Немного истории

В Пудожском районе Водлозеро уникально в своем развитии уже тем, что там сохранились деревни с финскими названиями, хотя в течение нескольких поколений в Водлозере не было ни одного финна или карела. Немногочисленные скудные исторические сведения указывают на приток поселенцев в Водлозеро как с запада, так и с востока - от Урала и Западной Сибири. Разорительные шведские войны 16-го века заставили часть финнов и карел покинуть родные места и перебраться в глухую местность восточной Карелии. От Урала поток переселенцев был более мощным, так как вместе с ними перебирались россияне, спасаясь от власти царя Петра Первого. Немногочисленные первые поселенцы финны и карелы растворились в общих поселениях, а финские названия деревень прижились, частично видоизменяясь по законам русской фонетики.

В маленькую деревню Маткалахта, расположенную на южной части Шошалахты, с потоком восточных переселенцев прибыл могучий человек с интересным именем Сысой. В ту пору простолюдин имел только одно имя. О том, что Сысой был сильным и могучим, я заключил по такому признаку. В Пермской губернии был отлит очень большой колокол для церкви с могучим басистым звучанием. Его назвали "Сысой". Очевидно, прибывший в Маткалахту могучий Сысой дал начало нашего рода Сысоевых. Об этом мне рассказывал мой дедушка Николай Харламович.

У дедушки был сын Осип Николаевич и две дочери - Наталья и Евдокия. У моего отца Осипа было пятеро сыновей: Василий, Григорий, Михаил, Николай и Иван. Шестой сын Дмитрий умер в раннем возрасте. У четверых сыновей были свои семьи и дети. Учитывая, что мой дедушка Николай Харламович был примерно 1868 года рождения, то нетрудно узнать годы жизни других прадедов. В деревне у нас была кличка "Харламовичи", а фамилию Сысоев дали во время проведения первой переписи населения России в 1898 году. А в деревне все равно нас звали Харламовичи. Свою фамилию Сысоев я узнал тогда, когда пошел в первый класс школы в 1928 году.

В Маткалахте на полуострове Шошалахта было всего три дома, если небольшие бревенчатые сооружения можно назвать домами. Эти три семьи составили фамилии жителей уже другой Маткалахты: Сысоевы, Епишины и Мачехины. На северной части Шошалахты было кладбище. Признаки могильных холмиков можно было видеть вплоть до 1930 года. Когда создался колхоз, то вся площадь полуострова Шошалахта была распахана. Основания бывших домов тоже из земли были вывернуты и выброшены в болотистую равнину недалеко от бывшей деревни. Новая деревня Маткалахта была построена на большом полуострове у открытого озера в одной версте от Шошалахты. Такой перенос деревни был осуществлен примерно во второй половине XIX века. Выбор нового места для деревни был обусловлен тем, что потребовалась большая площадь для деревни, а расположение домов на берегу большого водоема способствовало уменьшению количества комаров и мошкары во время северного ветра.

Сначала в деревне было построено семь более вместительных домов, которые топились печью по-черному, а сами дома назывались курной избой. В годы НЭПа было уже восемь новых домов, в которых печи сложены из кирпича, и дымоход тоже был кирпичный. Такие дома стали называть чистыми или светлыми. В шестидесятые годы XX столетия все дома из Маткалахты перевезли в Бостилово, Реболахту и Куганаволок. Маткалахта перестала существовать как деревня.

Финские названия деревень в Водлозере (Канзанаволок, Коскосалма, Варишпелда, Кевасалма), чередующиеся с названиями по русскому обычаю (Кузьостров, Великостров, Колгостров и т.п.) позволяет говорить о взаимодействии и хорошем соседстве различных народов в этом крае. Еще существуют сотни мелких местных объектов (болот, горушек, ручьев и т.д.), которые имеют названия, известные лишь местным жителям. Названия эти чередуются как по языковому признаку, так и по характерным особенностям данного места (Кодапелда, Сакитарь, Мочелище, Шея и т.д.).

Каждый народ приносил с собой свои обычаи, культуру и религию. В Водлозере в основу религиозных обрядов было взято православное христианство. В каждой волости была своя церковь и приход. В южной части Водлозера на высоком холме между деревней Пога и деревней Выгостров была построена Пречистинская церковь, а окружающая местность называлась погостом. Недалеко от этой церкви теперь хоронили умерших всех деревень волости. На погосте кроме церкви было три дома священников: дом попа, дом дьякона и небольшой дом для сторожа церкви. Его называли сторожка. Пахотная земля и сенокосные угодья на всей территории погоста принадлежали служителям церкви. В начале ХХ века была построена новая церковь, золотистые купола которой были видны по всей округе, а звон колоколов доносился до всех деревень. Последним попом в Пречистинской церкви был Воскресенский Иван, а звонарем - житель деревни Кевасалма Евстигней Сафронов. Из ближних к церкви деревень поп подбирал подростков и молодых мужчин для участия в церковном хоре. По выходным дням они в церкви учились грамоте и хоровому пению. Также они помогали попу в церковные праздники вести службу, а в пасхальные дни ходили вместе с попом по всем деревням прихода для свершения пасхального обряда с иконами и песнопениями.

Этот пасхальный обряд начинался сначала в деревенской часовне, а потом служба проходила в каждом доме деревни. Хозяин дома, в зависимости от своего достатка, ставил на стол малёнку зерна (малёнка - это мера объема, вмещающая обычно пуд ржи или ячменя), еще три или более круглых испеченных караваев хлеба (мякушка называлась), калитки с разнообразной начинкой, а также до двух десятков крашеных вареных яиц. Церковная хоругвь своим основанием ставилась в зерно малёнки и начиналась пасхальная служба. Сразу после службы всё это добро складывалось в принесенные мешки участниками хора. Завершалось тем, что хозяин наливал стопку водки попу, а другим только по рюмке. Так повторялось в каждом доме. Сложенные в мешки зерно, хлеб и другие съедобные товары погружались на подводу и отправлялись на погост домой. Сами участники церковного хора и поп шли в другую деревню для проведения там пасхальной службы. Обычно за день успевали обслужить две деревни, так как домов в деревнях насчитывалось не более десятка. За пасхальную неделю такие церковные службы проходили во всех селах прихода данной церкви. Если при рождении ребенка надо было его крестить, то приходил один поп.

К сожалению, судьба Пречистинской церкви оказалась незавидной. Весной 1941 года ее разобрали и перевезли в Куганаволок, чтобы построить клуб. Начавшаяся Отечественная война не позволила заняться строительством клуба, а была построена школьная баня. Остатки церковных бревен были распилены на дрова. Значительная часть церковных книг из библиотеки была перевезена в Ильинскую церковь, а потом похищена туристами. Церковная библиотека имела много книг, привезенных из Муромского монастыря во время его закрытия.

В северной части Водлозера была построена Ильинская церковь на высоком берегу Колгострова почти в центре озера. Эта церковь строилась с таким расчетом, чтобы она могла быть крепостью при военных действиях со шведами. Территория вокруг церкви была огорожена бревенчатой стеной высотой до двух метров. У входных ворот были пристроены два помещения для торговли мелкими товарами во время праздников при большом стечении населения. Постепенно к церкви делались пристройки, которые соединили церковь с колокольней. Стоит эта церковь и в наши дни.

Автор: М. Сысоев

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 449

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика