Н. И. Комарова - ветеран труда. За плодотворный труд и достигнутые успехи имеет немало поощрений, она награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры. Интересуется историей родного края, участвует в конкурсах по краеведению, собирает диалектные слова Пудожья, ведет активную деятельность в клубе "Пудожаночка" и в Союзе женщин Пудожского района.
- У многих людей, к сожалению, сложился стереотип об образе библиотекаря: сидит и читает книги, изредка выдаёт их. И пусть наша профессия не популярна, не является престижной и высокооплачиваемой, но ёмко и точно определил роль библиотек в обществе академик Д. С. Лихачев: "... если есть библиотеки... - культура не погибнет в такой стране".
Я родом из деревни Кубовской. Мой отец Иван Алексеевич Шлямин всю жизнь проработал шофёром, а мама Александра Ивановна была учителем, заведовала начальной школой. Они много работали, так как семья была большая, подсобное хозяйство, а ещё строили дом... Отец часто брал подработки. Мама по ночам писала планы и проверяла тетради. Нас, пятерых детей, с малолетства приучали относиться к любому труду добросовестно и с полной отдачей.
В детстве, подражая маме, я рассказывала виртуальным ученикам заданный в школе материал. Когда закончила 10 классов и пришло время выбирать профессию, не сомневалась, что стану учителем. Но родители были против. "Может, хватит нам в семье учителей", - сказала мама. В то время старшая сестра уже закончила педучилище, заочно поступила в пединститут. Но о других профессиях я ничего не знала и растерялась. Увидев на столе газеты (родители выписывали много газет и журналов), я машинально открыла страницу с рубрикой "Куда пойти учиться" и в шутку сказала, что пойду учиться туда, куда попаду пальцем. И попала - библиотечное отделение культпросветучилища. Отец считал эту профессию несерьёзной: "Нашла работу - книги выдавать". Я возразила: "Просто книги выдавать каждый сможет. Но только этому, я думаю, учить два года в училище и пять лет в институте не будут". Мне стало интересно, что же это за профессия, и я поступила в Карельское культпросветучилище.
Окончив училище, начала работать в небольших сельских библиотеках, сначала в Семеновской, затем в своей родной деревне. Искренне считала, что буду выполнять важную миссию - нести знания в массы. Но мой первый выход в народ потерпел фиаско. Увидев, что книги по сельскому хозяйству стоят на полках и многие из них ни разу не выдавались, тщательно подготовившись, пошла в коллективы сельхозпредприятия. Пришла на ферму, но когда доярки узнали о цели моего визита, удивились: "Зачем нам книги, что мы не знаем, как дергать за вымя корову, но раз пришла, так рассказывай". Только одна из них заинтересованно прислушивалась, остальные делали своё дело и переговаривались. Следующим был ранний утренний визит на разнарядку в контору. Рабочие, получив задание, поднялись и на мои призывы послушать информацию ответили, что без книг знают свою работу, а если мне нечем заняться, то можно пойти с ними и помочь. На этом мои поползновения в рабочие коллективы закончились. Вся массовая работа здесь проводилась совместно со школами и клубами.
В 1984 году решила жить самостоятельно, переехала в Пудож. Свободных ставок в библиотеках не было. Работала в Карельском обществе "Знание" ответственным секретарем, затем в райкоме партии инструктором идеологического отдела. Заочно закончила Ленинградский институт культуры им.Н.К. Крупской.
В 1990 году директор Пудожской ЦБС Людмила Васильевна Силякова предложила мне место в районной детской библиотеке, я с радостью согласилась: очень хотелось вернуться в свою стихию, да и работать с детьми, давать им дополнительные знания - это отчасти моя детская мечта. Сначала работала на старшем абонементе, затем методистом, с 1999 года - заведующей детской библиотекой. Это были самые интересные и лучшие годы в моей трудовой деятельности. После закрытия райкома партии нам в этом здании выделили пять просторных помещений. Мы создали все условия для читателей. Работай и радуйся!
Но 90-е годы оказались сложными. Мы многое перетерпели. Практически прекратилось комплектование книжного фонда, что повлияло на читательский спрос: в библиотеке создавалась очередь на интересные книги. Книги быстро изнашивались, мы их реставрировали. Литература подорожала, и для её приобретения приходилось прилагать максимум усилий. Объявляли акции "Подари библиотеке книгу", люди откликались и приносили в дар литературу. Искали спонсоров, обращались к руководителям организаций и предприятий за материальной помощью.
Но в эти годы библиотека была востребована. Утром приводили младших школьников, группы из детских садов, а после уроков приходили ребята среднего и старшего возраста. За каждой кафедрой стояла очередь, в читальном зале всегда были дети: читали книги, просматривали журналы, готовили уроки, играли в настольные игры. Мы работали под девизом: "Всё для читателя", переключаясь с одного дела на другое. Записывали книги, искали их на полках, слушали отзывы о прочитанном, отвечали на бесконечные вопросы.
Нужно было хорошо знать фонд, чтобы не попасть впросак, когда юный читатель просил: "Дайте книгу Кашерского, который не знал, что делать" (Чернышевский "Что делать?") или Леонова "Последние дожди" (Лиханов "Последние холода"?) и т.д. В общении с детьми мы старались относиться к ним как к личности.
Каждый рабочий день был не похож на другой. О своей профессии я могу сказать: "И чтец, и жнец, и на дуде игрец". Да, мы были педагогом, психологом, литературоведом, организатором, сценаристом, массовиком-затейником, художником-оформителем, актером. Мероприятия проходили практически каждый день: театрализованные праздники, литературно- музыкальные вечера, познавательные часы, уроки мужества, интеллектуальные игры, обзоры, беседы. Готовились тщательно: надо подобрать литературу, составить сценарий, оформить декорации, изготовить бутафорию, костюмы (несложные делали сами, также выручал Дом культуры), провести репетиции с детьми. Приглашали кинотеатр для показа мультфильмов. Работа по краеведению стала более интересной благодаря сотрудничеству с музеем. Отрадно, что это находило отклик в детской душе.
Много работали с фондами, каталогами, картотеками, списками литературы, по которым проводили библиотечные уроки. А создание книжной выставки - это целое искусство! Еще писали планы, отчеты.
В 2000-е годы появился серьёзный конкурент - компьютер. И библиотеке нужно было оставаться востребованной в стремительно меняющемся мире. Мы старались идти в ногу со временем, разрабатывали новые формы работы. Наш коллектив тогда состоял из четырех человек: Н.И.Комарова, Е.С. Гусева, Е.В. Стерлихина, Э.П.Ершова. Были мы одной творческой семьей. Программно-целевая деятельность стала основой для привлечения в библиотеку не только детей, но и взрослых. Старались участвовать в региональных конкурсах (поделки к Рождеству, рисунки "Библиотека будущего"), районных мероприятиях - в церемонии награждения детей "Лучший читатель года", в городском празднике в День защиты детей. Провели конкурс между классами трёх школ под девизом "Мы без книг - как без света, как без доброго совета".
Вдохновляли встречи с известными земляками: Е.Г.Ниловым, А.Г. Костиным, В.Н.Смирновым, Игнашовым А.В. (С. - Петербург, уроженцем Пудожского района) и другими. Каждый год проводили неделю краеведческих, военно-патриотических знаний, уроки мужества, на которые приглашали ветеранов и детей войны, литературно-музыкальные вечера, викторины, обзоры литературы, конкурсы.
Помню, как на одном из уроков мужества с участием ветеранов Великой Отечественной войны - В.Ф.Миронковым, П.Ф.Чудиновым, А.А.Мининой, З.М.Грабской - шестиклассник высказал сомнение, нужна ли была победа ценой таких жертв (видимо, такие разговоры слышал дома). Когда после его слов взволнованные ветераны рассказали о событиях тех страшных лет, мальчик извинился, сказав, что мало знает об этом. Такие встречи не проходили бесследно, оставались в сердцах детей. Это было видно по их неравнодушным лицам и вопросам, которые они задавали ветеранам.
У нас были хорошие творческие связи с музеем, школами и школьными библиотекарями, детскими садами, Домом культуры, Домом детского творчества, приютом, центром реабилитации детей с ограниченными возможностями. Рекламировали работу библиотеки безвозмездно местные СМИ, часто публиковались в районных газетах заметки о нашей деятельности. Для пополнения книжного фонда на абонементах ввели коммерческую форму обслуживания - добровольный клуб "Читательская инициатива". Тот, кто приносил книги в фонд клуба, становился его членом и брал книги читать бесплатно. Читатели библиотеки, не являющиеся членами клуба, могли брать здесь литературу за небольшую плату. На собранную сумму покупали новые книги.
Когда началась оптимизация учреждений и предприятий, мы тоже столкнулись с необходимостью отстаивать своё право на существование: ходили по инстанциям, писали в газеты. На нашу защиту встали и юные читатели. Активистка библиотеки Таня Сидорова в статье, опубликованной в "Пудожском вестнике", писала: "В детской библиотеке я узнавала много полезного, мне очень нравилось бегать сюда каждый день. Работая с детьми, сотрудники библиотеки вкладывают в каждого душу и отдаются работе полностью. Я не представляю, как могут лишиться этого ребята, которые любят ходить в библиотеку". Нашими общими усилиями на некоторое время жизнь библиотеки продлилась.
В тяжелых экономических условиях библиотеки должны были зарабатывать деньги, чтобы держаться на плаву. Мы начали писать проекты.
Моя первая проба - проект "Дети с улицы", он был поддержан Министерством труда и социального развития РК. При библиотеке летом работал познавательно-оздоровительный лагерь для детей из малоимущих и неполных семей. Дети приходили в библиотеку на целый день, и мы с ними гуляли, занимались спортивными играми, рисовали, читали, проводили ролевые игры по книгам, мастер-классы в Доме творчества, водили детей на экскурсии по городу и в музей. Было организовано питание в столовой школы №3.
А в рамках проекта центральной библиотеки "Как стать взрослой", цель которого способствовать формированию здорового образа жизни девушек - подростков, в нашей библиотеке мы организовали одногодичный клуб "ЕВА". На занятия приглашались парикмахер, визажист, психолог, специалисты по вязанию и моделированию одежды, врачи, специалист музея, с которым мы выезжали на петроглифы в Кочковнаволок.
От реализации этих проектов получили 40 тыс. рублей, на которые приобрели компьютер, сканер и принтер.
Более 60 лет детская библиотека развивалась, реагируя на перемены в стране, и все эти годы жизнь здесь кипела. Библиотека внесла достойный вклад в культурную жизнь района. Случайный человек здесь долго не задерживался, оставались те, кто любит эту работу. Лишь с годами я поняла, какую интересную профессию выбрала.
Мы много рассказывали о своей работе в газетах, давали интервью на местном телевидении. О нас писали добрые слова наши читатели, посетители. Вот строки из статьи воспитателей Пудожского детского дома Н.Писаревой и Г.Ржанковой: "Нам часто приходится обращаться в Пудожскую районную детскую библиотеку. Там работают замечательные творческие люди, влюблённые в свою профессию. Хотим обратиться к родителям, чьи дети ещё не знают о таком чудесном книжном царстве. Приводите сюда своих детей! Не пожалеете!". После таких слов еще больше осознаешь важность и нужность своей работы. Библиотекари, как написал поэт Лев Ошанин, душ человеческих добрые лекари.
Поздравляю с Общероссийским днем библиотек дорогих коллег и читателей! Желаю интересных открытий, полезных знаний, замечательных событий в жизни. Счастья, здоровья, удачи и радости!