В наше время не каждый инвалид третьей группы пойдет работать, а Валентин Артемьевич, имея вторую инвалидную группу, стремился всегда быть в центре внимания, с верными друзьями. Жить и радовать людей – была его профессия.
У всех нас, знавших его, в памяти он навсегда остался добрым, бодрым пожилым человеком в шляпе, с кинокамерой и фотоаппаратом на груди. А какое богатейшее духовное наследие оставил он потомкам! – много фильмов о районе! Люди видели себя на экране, по-новому смотрели на жизнь, анализировали ее, подводя итоги прожитого и строя планы на будущее.
Вспоминаю 80-е годы прошлого столетия. Старенький домик в центре Чарышского, маленькие комнатки в нем носили громкое название "Народная киностудия "Маяк".
В дальней комнатке стояло новое оборудование, постоянно слышались детские голоса. Мы, ученики Валентина Артемьевича, всегда чувствовали любовь руководителя к кино и фотографии, поэтому с удовольствием перенимали знания самодеятельного кинорежиссера. Я помню первые два занятия: пришло больше сорока человек, у всех горели глаза. Снимать фильм было интересно, и сильное желание было сниматься в кино.
Уже с первых занятий Валентин Артемьевич стал считаться с нашими интересами и мнениями. Нам было всего по 10-11 лет. Мы узнали тогда, что фильмы бывают разные: художественные, документальные и мультипликационные, и различаются они по жанрам. Тогда он нам предложил самим выбрать, с чего начнем учиться создавать кино. Помню, что аудитория разделилась: одни были за то, чтобы мы сняли сказку, другие - за мультфильм. Оба варианта для Валентина Артемьевича были новинкой в его практике. Он сразу нашел выход и предложил нам создать мультфильм на основе сказки, но сказку мы выбрать должны были сами и при условии, чтобы она была небольшая, малоизвестная и чему-то учила, как принято сегодня говорить - актуальной.
Было немало выбрано и перечитано в детской библиотеке сказок, и выбор наш остановился на болгарской сказке "Сливы за сор". Валентин Артемьевич одобрил наш выбор. И у нас начался творческий процесс, в течение которого в наших детских головах созрело сознание, что процесс создания мультфильма сильно отличается от просмотра готового произведения. Это был плодотворный, кропотливый, увлекательный, полный интересными занятиями творческий процесс: от разработки сценария, написания титров, рисования декораций, подготовки реквизитов для съемочного процесса (мультфильм снимали кукольный) до съемки, проявления пленки, монтажа и озвучивания текста.
К концу первого года обучения в кружке половина воспитанников утеряли интерес, потому что в создании фильмов не у многих было желание. Мультфильм снимали на черно-белую пленку. А вот вторым произведением мы выбрали игровой короткометражный фильм, который назывался "Давай присядем". Его снимали уже на цветную пленку. Сюжет выбрали также сами, он был юморной и актуален для нашего возраста. Главный герой был подросток, которому все не везло, и он решил однажды отомстить за свои обиды, но в конце концов сам угодил в свою же ловушку. Роли исполняли тогда мои одноклассники Виталий Мельников, Сергей Карпов, Наталья Семенова, Алексей Бобров, Светлана Вдовина, Оксана Петухова, Светлана Рыбачук, Елена Карасева, роли учителей сыграли Зоя Николаевна Загурских и Татьяна Витальевна Иунихина, операторами были Андрей Гостеев, Татьяна Категова, Алексей Бобров.
Были моменты, когда мы снимали на камеру наши занятия в кинокружке. Потом Валентин Артемьевич все это демонстрировал нам на нашем выпускном вечере в школе.
В старших классах, когда несколько ребят уже крепко держали камеры в руках и умели снимать, Валентин Артемьевич, доверял снимать на кинокамеру значимые события, проходившие в нашем Чарыше. Помню митинг, связанный с открытием памятника герою Советского Союза Д.Т. Пастухову, где есть кадры, снятые мною, они вошли в фильм о Д.Т. Пастухове "Не от старости умирают солдаты".
После окончания нами школы Валентин Артемьевич рекомендовал троим своим воспитанникам поступать в колледж культуры на кинорежиссуру: мне, Татьяне Категовой и Андрею Гостееву. Я и Андрей поступили. Производственную практику проходила тоже у Валентина Артемьевича. Помню, ребята Николай Барсуков, Владимир Полыгалов, Руслан Штерц, Анатолий Серебренников в то время занимались в кинокружке над созданием игрового фильма "Собака на сене". Я помогала им в проявлении кинопленки и монтаже кинофильма. Защищала практику кинозарисовкой "Зимнее утро в деревне", с которой помог мне тоже Валентин Артемьевич.
– Приходи к нам домой в воскресенье, пораньше утром, я буду управляться, а ты будешь снимать. Двор снимешь, курочек, телят, лошадку. Пусть городские посмотрят, как живут старики в деревне. Зарисовка получится – во-о! Городских точно удивишь, - вытянув руку с жестом большого пальца вверх, уверенно сказал Валентин Артемьевич, дав мне камеру и пленку. Так и сделала, засняла на кинокамеру, как Валентин Артемьевич управлялся по утрам. Утро было солнечное, морозное, хорошие кадры потом получились. В этот же день я познакомилась с Ольгой Александровной, супругой Валентина Артемьевича, добрая, приветливая женщина, очень гостеприимная.
Практику так и защитила этой зарисовкой, единственной среди однокурсников, все остальные ребята практику проходили на телевидении или частных видеостудиях и на защиту представляли видеоматериалы. Уже в те годы кино становилось не - актуальным, и учили нас в колледже работать исключительно с видеоаппаратурой, кинотехнику проходили как общеразвивающую дисциплину.
Валентин Артемьевич хотел, чтобы я вернулась в Чарыш и продолжила его дело, переняла его киностудию. После окончании колледжа я приехала в Чарышское, но киностудия "Маяк" уже была расформирована, кинопленки и кинокамеры были переданы в районный Дом культуры, но так как ни пленок, ни химикатов в то время уже не выпускалось, вся аппаратура только хранилась, тем более что стали все приобретать видеокамеры. Валентин Артемьевич уже не работал, ушел на заслуженный отдых. А фильмы хранил у себя сын Валентина Артемьевича Александр. Некоторые кинопленки демонстрировали несколько раз и только на особые события в районе. Александр Валентинович берег их, хранил в специальных фильмостатах как память об отце.
Мы несколько раз обговаривали об оцифровке кинохроники с Александром Валентиновичем, пытались кустарным способом переснимать на видеокамеру, но без специальной аппаратуры, конечно, у нас хорошего качества не получилось. А чтобы сделать оцифровку в качественном виде, нужны средства, аппаратура. Вот здесь и родилась идея заявиться с проектом на конкурс президентских грантов. Идею поддержал Александр Валентинович, с удовольствием включился в работу по реализации идеи. Поддержала идею проекта и Администрация Чарышского района, которая изъявила желание участвовать в реализации проекта. Я очень благодарна автономной некоммерческой организации по содействию развития кинематографа "ДОМ КИНО", в частности Вере Анатольевне Уразовой, которая согласилась на реализацию проекта "Лента памяти" и принять участие в конкурсе президентских грантов.
И, конечно, особая благодарность Фонду президентских грантов за их серьезную общественную миссию. Как и многие другие организаторы, мы знаем, что реализовать идею и затем поддерживать её жизнеспособность очень сложно. Именно благодаря грантовым конкурсам уже состоялись и еще будут реализованы многие нужные и важные дела. Вот и наш проект, благодаря которому кинохроника, снятая ветераном Великой Отечественной войны, человеком 20-го века Валентином Артемьевичем Головиным, продолжит свою жизнь, станет общедоступной и востребованной.
***
Справка:
Необыкновенным числом в календаре является 27 августа – День российского кино. В это время отмечают свой праздник те, кто каким-либо образом причастен к кинематографу. Идея празднования подобного торжества возникла еще в 1980 году, когда делались попытки популяризировать советское кино. С тех пор дата претерпела множество трансформаций, пока в 2006 году праздник не получил свое окончательное название – Дня российского кино.
На заре кинематографа очень емкую оценку ему дал Владимир Ильич Ленин. Сегодня разное к нему отношение. Но никто справедливее его не сказал до сих пор: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Это емкое, меткое определение остается актуальным и сегодня, актуальным останется и завтра…