Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Вавожского муниципального района Удмуртской республики

427310, Удмуртская Республика, Вавожский район, село Вавож, улица Советская, 26
телефон: +7 (34155) 2-17-90
e-mail: avangard-vavozh@yandex.ru

Люди дела: Галина Куликова:

Тридцать лет педагогического стажа, десять – работы в должности заместителя директора Волипельгинской школы отмечает в этом году Галина Куликова. Имя творческого, инициативного педагога, любимого учителя известно за пределами школы.

Галина Геннадьевна и ее учащиеся не раз становились лучшими в конкурсах и олимпиадах разных уровней. Поводом встретиться с ней именно сейчас стала недавняя победа ученика Даниила Кузьмина в республиканском этапе конкурса "Живая классика".

- Галина Геннадьевна, а сами любите декламировать?

- Очень люблю читать стихи, вообще поэзию люблю. Что касается Даниила, это уникальный ребенок. Талант ему передали родители, он должен быть благодарен им за это. А моя роль, как педагога, суметь мотивировать, вселить веру в свои силы, ну, а там уже дело техники. Одно удовольствие с ним работать, Даниил с легкостью принимает все мои идеи. Он талантлив во многом. Это про таких говорят: "Талантливый человек талантлив во всем". Очень непросто будет расставаться с ним, но радует, что есть уже смена ему – братишка Тимур Кульнев, который в этом году тоже стал победителем районного этапа. У таких родителей, как у Даниила, не могут быть другие дети.

- Какое из достижений Вам дороже всего?

- Наверное, победа в международном литературном конкурсе "Купель". С нежностью вспоминаю встречу с Александром Костюниным. Прекрасный человек, писатель. С удовольствием использую на уроках его произведения. Победы удостоилась моя разработка – литературная гостиная по его стихам. Александра Костюнина я сначала узнала, как прозаика, автора замечательных рассказов. Удивлением для меня было знакомство с его стихами, хотя он не особо любит о них говорить. Его книга "Точка души" стала настоящим откровением. Литературная гостиная, представленная на конкурс, была написана на одном дыхании. Достижения есть и другие. Среди них победа в республиканском конкурсе "Планета открытий", благодаря которой школа получила два комплекта интерактивных наборов, поэтому и эта победа дорога. Радует победа и районного уровня, когда наша школа тоже получила технику, став лучшими в конкурсе "IТ-лидер". Подобные конкурсы – замечательная возможность для школ улучшить хоть немного техническое оснащение.

- Галина Геннадьевна, вам не тесно в стенах небольшой школы?

- Нет, я бы так не сказала. Если работать с удовольствием, на совесть, в любом месте можно найти простор для творчества. Когда я приехала сюда, село было еще большое, оно славилось на всю республику. Волипельгинская школа была на слуху.

- А Ваша родная школа Брызгаловская?

- Так получилось по семейным обстоятельствам, что училась я в трех школах. Из всех школ самая родная для меня – Брызгаловская, там я пошла в первый класс и десять классов закончила там же. Мои учителя – это брызгаловские учителя. С удовольствием, нежностью вспоминаю их. Прежде всего, это Тамара Геннадьевна Грязева. Она для меня не только учитель, а наставник в самом высоком значении этого слова. Она помогла мне делать первые шаги в профессии, помогла состояться, как учителю. Кстати, поэзию любить и декламировать именно Тамара Геннадьевна меня научила. Под её чутким руководством приходилось не раз участвовать в конкурсах чтецов. Однажды, с ностальгической нежностью люблю вспоминать эту историю, победив в очередном районном конкурсе, мы с Тамарой Геннадьевной поехали в республику. Помню огромную сцену, я еще совсем ребенок, наверное, пятый класс. Вышла и… поняла, что забыла всё на свете. Потом увидела в зале глаза Тамары Геннадьевны, она улыбнулась мне, и я свободно, с упоением начала читать. Это было стихотворение Михаила Рыльского "Ильич и девочка". Иногда по настроению ребятам декламирую эти стихи: "Я вам стихи читать начну, я расскажу вам, дети, как в голод девочку одну Ильич однажды встретил…". Не знаю, заняла ли я тогда какое-то место, но на сцену, помню, снова вызывали и вручили книгу "Собор Парижской богоматери", для меня это было высшей наградой. Книга эта до сих пор находится в моей домашней библиотечке.

На выбор профессии оказала влияние и моя самая первая учительница, Галина Владимировна Рябова, тоже с большим удовольствием вспоминаю ее. Была она очень строгой, но строгость эта распространялась только на моих одноклассников (в классе было семь мальчишек и я), ко мне она относилась с нежностью, и я всегда это чувствовала. Я восхищалась ею. И ещё – так получилось, что моими любимыми учителями во всех трех школах были учителя русского языка и литературы. Среди них Надежда Александровна Абашева, которая учила меня в Южном Какможе. Там же судьба свела еще с одним прекрасным педагогом Антонидой Николаевной Зайцевой. Чем она мне дорога? В то время я воспитывалась у бабушки, как и все мои братья и сестры, нас было шестеро. Очень рано мы остались без мамы, мне было всего 13 лет, младшему брату только три года. Наверное, маминого тепла не хватало, и Антонида Николаевна восполняла это недостающее тепло. Именно она привила во мне любовь к чтению, я просто восхищалась её огромной домашней библиотекой. Когда по окончании школы встал вопрос, что делать дальше, материнскую заботу проявила уже Тамара Геннадьевна. Именно она предложила мне работать учителем в Моньинской начальной школе. Огромная благодарность ей за то, что поддержала тогда.

- В Волипельгу как попали?

- Вышла замуж. Училась заочно. Пока училась, и дети появились. Начинала здесь, в Волипельгинской школе, вожатой. Директором тогда была Ирина Николаевна Колзина. Коллектив солидный, серьёзный. После родных, "лёгких" брызгаловских учителей было непросто. Но быстро освоилась, во многом благодаря самой Ирине Николаевне. Среди волипельгинских учителей своими наставниками считаю Надежду Сергеевну Зайцеву и Татьяну Михайловну Домнину. С нежностью вспоминаю наши с ней беседы. Она любила поэзию, сама писала стихи. Помню, с каким волнением, тревогой она давала читать мне свои стихотворения, чтобы я оценила их. Татьяна Михайловна часто говорила: "Так хочется душу высказать, а слов-то мне не хватает". Я думаю, что она лукавила немножко, потому что у нее потрясающие стихи, лёгкий слог. Люблю читать на уроках детям её стихи в наши поэтические пятиминутки. Самые любимые строки Татьяны Михайловны, наверное, эти: "Хочу звездою быть, хоть крошкой, но горячей, Чтоб для людей светить, чьи души ещё зрячи…". Удивительной была женщина. Горечь утраты до сих пор живёт в моём сердце и в душах её выпускников. Но радует, что остались её стихи, есть возможность читать их с разрешения дочери, родственников.

- Насколько близка Вам административная работа?

- Десять лет я в должности зам. директора, и, наверное, до сих пор полностью не ощущаю себя в этой роли. Все-таки, прежде всего, я – учитель. Часов сейчас немного из-за административной работы, поэтому на уроки хожу, как на праздник. Особенно литературы, конечно. Вообще считаю, литература – главный предмет, который мы даем детям в школе. Это уроки жизни. Теперь, когда в дефиците такие вечные ценности, как доброта, милосердие, сострадание, литература особенно актуальна. Именно она поможет привить детям эти качества. Не устаю им говорить об этом.

- Ваши учащиеся читают?

- Обо всех сказать не могу, в моих классах читают, конечно, не так, как хотелось бы, но все-таки читают. Наша программа по литературе, на мой взгляд, далеко не совершенна. Учебники предлагают слишком серьезные произведения, не по возрасту, которые далеки от детского мировоззрения, непонятны им. Это моя боль. Больше бы включить в программу именно детскую литературу. Я понимаю, что классика – это хорошо, замечательно, но многие классические произведения по-настоящему до людей доходят только в зрелом возрасте. Поэтому беру порой на себя смелость использовать в рамках внеклассных занятий те произведения, которые детям точно будут интересны. Например, для меня открытием стала литературная чета писателей Андрея Жвалевкого и Евгении Пастернак. На сегодняшний день это мои любимые детские писатели. Особенно люблю повесть "Время всегда хорошее". Произведение не хуже, а, может быть, даже лучше всякой классики учит детей ценить настоящее, уважать взрослых, радоваться жизни. Многие ребята моих классов прочитали её и остались довольны.

- Ваши любимые поэты.

- Как у многих женщин – Анна Ахматова и Марина Цветаева. Если Ахматова – это чисто женская душевная лирика, то у Цветаевой она бунтарская. Такой симбиоз двух поэтесс во мне живет. Конечно, мне очень близка и лирика Николая Рубцова, потому что безумно люблю природу, лес. А литературным открытием последних лет стала книга Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". Обожаю это произведение. Настоящий шедевр. Внеклассный урок проводила и по нему тоже.

- Ваши дети не выбрали профессию педагога?

- Так получилось, что старшая моя дочка стала воспитателем. Для меня стало неожиданным ее решение, да и для нее самой, наверное, тоже. Планировала она себе другое будущее, но так сложилось. Получается, она продолжила педагогическую профессию, и где-то в душе сегодня меня это даже радует. Вторая дочь совсем недавно закончила экономический факультет сельхозакадемии. Сейчас воспитывает дочку. У меня две милые, очаровательные внучки, которые дарят вдохновение. Сын – шестиклассник, увлекается всем, что связано с компьютерами. Как ни странно это прозвучит, но он является моим наставником в изучении компьютерных технологий. Если надо изучить какой-то новый сервис, новую технологию, Саша всегда под рукой, всегда поможет. Он тоже победитель различных конкурсов по компьютерным технологиям. Последнее его достижение – олимпиада НТИ (научно-техническая инициатива). Став лучшим в районе, он участвовал в финальном этапе в республике. Успехи сына тоже радуют. Радует, что семья поддерживает меня в увлечениях, понимает мамину вечную занятость.

- Я хотела бы подвести разговор к гитаре, пению.

- На сегодняшний день гитару я, к сожалению, уже забросила. Пожалуй, мое увлечение гитарой было поверхностное. Не развила это в своё время, может быть, из-за нехватки времени. Петь – пою. Наша мама была творческим человеком. Она прекрасно пела, играла на гармони, была душой компании. Когда мы с сестрами начинаем её вспоминать, с удовольствием признаем, что творческое начало в нас от мамы. Если говорить о моих увлечениях, то лучше, наверное, надо сказать про рисование, которое тоже наследственное, и тоже от мамы. Младшая сестренка, Марина, также прекрасно рисует. Талант к пению от мамы переняла еще одна сестра, которая является профессиональной тамадой, Валюшка дарит людям праздники, радость общения. Еще одна моя сестренка, Ирина, прекрасно вышивает. Волею судьбы ее закинуло на Украину, она просто вписалась в украинскую атмосферу своими работами-вышиванками. Ирина переняла от мамы и игру на гармони.

- Галина Геннадьевна, на что не хватает у Вас времени?

- Вы знаете, я, пожалуй, отвечу так: для самого важного время можно найти всегда. И всё-таки, пожалуй, как любой учитель, скажу, что времени всегда нам не хватает на свою семью. И, тем не менее, в последнее время стала замечать, как после уроков бегом несусь домой, чтобы от души пообщаться с моей любимой внучкой. Никто мне не дарит столько сил и энергии, как она. Другая внучка живет в городе и реже бывает здесь. А ещё не хватает времени на общение с природой, разве что только летом, когда я вся в лесу, благо он рядом, в саду, в своих цветах.

- Галина Геннадьевна, о чем еще бы вы хотели сказать?

- Пожалуй, о дефиците кадров в родной школе. Текучка кадров – наша головная боль. Только приняли молодого педагога, научили его, он поступает заочно учиться, как только выучится, уходит. Чисто по-человечески я понимаю этих людей, жизнь, и личную в том числе, надо устраивать. Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше. Но все равно осадок остается. И всё-таки мы не огорчаемся, люди к нам идут, работают. Радует, что на сегодняшний день в школе работает много наших выпускников, моих же учеников. Они, конечно, выручают, спасибо им огромное. Сейчас мечтаю, чтобы в нашей школе появился хороший информатик. Год прожили без специалиста, и понимаем, что без информатика-профессионала в сегодняшних условиях школе очень сложно. Поэтому, пользуясь случаем, хотела бы сказать, что Волипельгинская школа очень ждёт информатика, можем предложить и математику в нагрузку. Часами не обидим, вниманием тоже.

Автор: Валентина БОГАТЫРЕВА

По этой теме: куликова волипельга учитель

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 510

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика