Бойцы видеофронта
Операторы снимали везде: в рядах пехоты и на огневых позициях артиллерии, в танках и самолетах, кораблях и подводных лодках, партизанских отрядах и фронтовых госпиталях; при отступлении и наступлении, в обороне и на переправах, в пыли летних фронтовых дорог, в жестокие морозы, дождь и снег, в осеннюю и весеннюю распутицы.
В каких только передрягах вместе с оператором не оказывалась камера. Во время съемок операторы получали раны и контузии, но камеры оставались работоспособными, а если и выходили из строя, то нередко здесь же руками оператора или "народного умельца" из ремонтных рот приводились в порядок, продолжали работать и практически не давала технического брака.
Часто приходилось работать в спешке, чтобы события не потеряли новизны. Потому от операторов требовались не просто разрозненные кадры, а настоящие мини-эпизоды, с сюжетом и драматургией. Так что "бойцы видеофронта" вынуждены были быть и сценаристами, и режиссерами.
Фронтовые операторы обычно работали парами: один снимал более крупные планы, другой – общие. И если один погибал или был ранен, второй продолжал работать.
Каждой паре давали грузовик-полуторку с фанерной будкой, печкой-буржуйкой и тремя спальными местами. В кузове был их дом, здесь же хранили аппаратуру, заряжали и разряжали пленку, проявляли пробы. Здесь же принимали героев своих фронтовых репортажей.
За работой военных кинооператоров и фотокорреспондентов стояли дни и ночи войны, обороны и наступления, передний край и партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, освобожденные столицы Европы, поля сражений и фронтовые дороги.
Если бы военные корреспонденты не были бы свидетелями и непосредственными участниками нашего отступления на восток страны, остановки на Волге, самой первой победы под Москвой и переломного 1943 года, страна никогда бы не смогла понять, какой ценой досталась победа. Их работа была сродни подвигу рядового солдата. Почти каждый оператор был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвертый убит.
Участник героической обороны Севастополя, генерал-майор Евгений Жидилов, видевший, как снимают защиту города военные кинооператоры Владислав Микоша, Дмитрий Рымарев, Константин Ряшенцев, Абрам Кричевский, Александр Смолка, написал: "Фронтовая работа бойца с кинокамерой сходна с действием пулеметчика, снайпера, артиллериста. Ведь оператор на фронте должен быть так же собран и точен, чтобы объектив камеры успел схватить самое правдивое, самое волнующее, самое важное".
"Огромность их труда соответствовала огромности войны", — так написал о фронтовых операторах поэт Константин Симонов. Если бы состоялся просмотр снятого, то киносеанс длился бы без перерыва более ста суток.
В 1978 году Роман Кармен создал двадцатисерийный фильм об основных и тяжелых битвах "Неизвестная война". Фронтовой кинооператор рассказал о том, какой ценой советские солдаты отвоевывали у гитлеровцев по сантиметру свою родину, как на войну уходили, рвавшись в бой и не показывая страха перед врагом, подростки, старики, девушки.
Когда Америка увидела фильм "Неизвестная война", газета "Стар" написала: "Ни одна картина не смогла передать так мощно и так живо всю разрушительность войны. Этот фильм в изображении борющейся России не имеет себе равных. Кадры, снятые непосредственно на полях сражений мужественными кинооператорами, шедшими в первых рядах и бесстрашно делавшими свое огромное важное дело, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники".
Память тех, кто видел кадры военной кинохроники, может в любой момент выдать заснеженный суровый парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, с которого солдаты и офицеры шли прямо на фронт, разгром немецких войск под Москвой, знамя над рейхстагом, фашистские знамена, брошенные перед мавзолеем, и глаза фронтовиков.
24 апреля 1945 года кинооператор политуправления 3-го Украинского фронта Иван Сокольников был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе читаем: "Тов. Сокольников в 316 стрелковой Темрюкской Краснознаменной дивизии как кинооператор заснимал отдельные бои, а порой и весь ход боя. Не считаясь с опасностью для жизни, 4.02.45 г. заснял неравный бой частей дивизии по овладению сильно укрепленного пункта противника г. Шашхедь. Показал себя отважным, бесстрашным офицером, готовым принести свою жизнь за дело Родины".
После войны наш земляк продолжил работать оператором Центральной студии кинохроники. В 1949 году Иван Сокольников снял фильм "Новая Чехословакия", за который был удостоен Государственной премии.
В 1977 году Иван Иванович, более 30 лет прослуживший киноискусству, поселился в Доме ветеранов кино. В 1982 году Сокольников умер, оставив после себя кадры военной кинохроники, рассказывающие о подвиге воинов-освободителей.
От редакции: Уважаемые болховчане, если у вас есть сведения о военном кинооператоре Иване Сокольникове или фото, просьба обратиться в редакцию по тел.: 2-31-53 или по e-mail: blhsmi@smi.orel.ru.