К концу первой половины ХIХ века история усадебных и городских крепостных театров заканчивается. Наиболее предприимчивые помещики входят в сделку с провинциальными антре-пренерами. Актерам крепостных трупп позволяют отлучаться в провинциальные театры на заработки: усадебные крепостные театры перерождаются в провинциальные. Отзвуки крепостного театра продолжали существовать еще очень долго.
Не играть, а жить на сцене
Во второй половине ХIХ века популярными жанрами были комедия, водевиль и драма. Под влиянием общественных настроений водевиль изменился: круг его персонажей расширился, но он по-прежнему отличался легкостью сюжета. Приобретала популярность оперетта: она намекала на то, о чем нельзя было говорить прямо. Развивались жанры мелодрамы и малой комедии.
Для театра ХIХ века были характерны громкие, полные страсти монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть, впечатляюще завершив свою сцену, актер подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала. За театральными чувствами исчезали жизненные переживания и раздумья. Вместо сложных реалистических характеров накапливались трафаретные сценические роли.
Отмена крепостного права в 1861 году начинает новую эпоху в истории России. Возрастает интерес к русской современной драме.
Публика жадно смотрит пьесы, рассказывающие о сегодняшнем дне России. Зрители все больше предпочитают смотреть современную пьесу, а не пышно поставленные балет или оперу.
Наиболее полное воплощение русская современность нашла в пьесах Александра Островского, с именем которого начался новый период развития русского театра. Он создал около 50 пьес, поставленных на сцене как столицы, так и крупных провинциальных городов России. Особая роль в его драмах и комедиях отводилась психологической трактовке поведения и характера персонажей. Островский разработал новые методы построения реалистической драмы — сюжеты его произведений основаны на глубоких нравственных и социальных конфликтах, которые так же, как и психологические характеристики персонажей, раскрываются по ходу действия.
Кроме пьес Островского, в русской драматургии второй половины XIX века появляются пьесы А.В. Сухово-Кобылина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого.
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец ХIХ века — рождение драматургии Антона Чехова и создание Художест-венного театра. Чехов выступил как новатор. Он отказался от внешних эффектов.
В его пьесах — чуткий психологизм, тонкий лиризм, особенная внутренняя музыкальность, сложное сплетение драматического и комического, умение маленькими штрихами вскрыть конфликт между порывом людей к чистой, духовно богатой жизни и окружающим их мещанством. Часто отсутствует деление персонажей на героев и злодеев, характерен неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности.
Но спектакль по его пьесе "Чайка", поставленный Александрийским театром, провалился: Чехов не зазвучал на сцене без режиссуры.
Театральный педагог Владимир Немирович-Данченко вместе с актером-режиссером Константином Станиславским в октябре 1898 года создали новый Художественный театр, на сцене которого зрители увидели не актеров, играющих в "публику", а подлинных живых людей, говорящих между собой самым обыкновенным, неприподнятым тоном, словно у себя дома. Людей, свободно двигающихся и даже поворачивающихся спиной к зрителю (что казалось особо дерзким). Душевность и простота игры, естественность полутонов и пауз трогали всех правдивостью. Причем даже те, кто играл выходные и бессловесные роли, не были манекенами, а создавали свой маленький художественный образ. Это требовало новой техники актерского исполнения, ведь жить на сцене во много раз труднее, чем представлять.
(Продолжение следует).