Блистали на орловских подмостках
Последний деревянный театр на Полесской площади был сломан в 1850 году. Только в 1862 году в Орле у входа в Городской сад на Театральной площади построили "Не для одной забавы" (изречение на карнизе здания) новый каменный театр.
В эти годы в России начали расшатываться крепостные устои, развертывалась борьба между защитниками феодально-полицейских порядков и революционерами.
В провинциальном губерн-ском городе той поры эта мысль только начинала тревожить умы. В театре по-прежнему нет постоянной труппы, но заезжие антрепренеры ставят новые пьесы. На сцене играют одаренные актеры: Константин Берг, Александра Стрелкова, Екатерина Пиунова-Шмитгоф, Николай Арди-Нечаев.
В 1861 году в Орле зрителям показали пьесу Николая Островского "Гроза", роль Дикого сыграл известный в России драматический актер Николай Рыбаков, который уже покорил подмостки театров Москвы и Петербурга. В начале сезона 1864 года на орловской сцене поставили и другие спектакли по пьесам Островского: "Бедность не порок", "Свои люди — сочтемся!", "Шутники".
В 1872-1874 годах орловский театр снял талантливый актер, режиссер, антрепренер в разных городах России, создатель первой русской оперной труппы Петр Медведев.
В составе его антрепризы в Орле выступал российский, а затем советский актер и режиссер Владимир Давыдов, который писал в воспоминаниях о своем учителе: "Петра Михайловича прозвали собирателем русской сцены. Объезжая города, он присматривался к молодежи, брал к себе все, подающее надежду, холил, растил, возился. Медведев, пожалуй, даже не был антрепренером в том смысле, как это принято понимать. Страстная любовь к театру и страсть актера заставляли его нередко бросать в дело последние деньги, ставить на карту и личное благополучие. Он смотрел на дело серьезно, не щадил затрат, не выколачивал из своих работников грошей, не жадничал на гонорары…".
Репертуар орловского театра в эти годы был обширен: классическая драма, романтическая мелодрама, оперетта.
Кандидат филологических наук доцент Наталья Касьян в исследовательских работах по истории Орловского драматического театра пишет: "Следует обратить внимание на следующие факты: в архивах хранятся реестры театральных афиш, посланных в 1872-1874 годах в Главное управление по делам печати, в которых указано, когда и какой спектакль ставился, отмечены бенефисы. Так, в декабре 1872-го года была сыграна 31 пьеса, а в январе 1873 — 30, причем ни одна из них за это время не повторялась. Таким образом актеры привлекали зрителя в театр, и от этого зависело финансовое благосостояние труппы. В Орле труппа Медведева поставила "Грозу", "Лес", "Не было ни гроша", "На всякого мудреца", "Доходное место", "Свои люди — сочтемся!", "Женитьбу Бальзаминова", "На бойком месте", "Снегурочку", "Бедную невесту", "Дмитрия самозванца", "Бешеные деньги", "Бедность не порок", "Позднюю любовь", "Шутников", "Не так живи, как хочется", "Горячее сердце", "Не в свои сани не садись"… 18 пьес Остров-ского за два театральных сезона. Были также показаны "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Женитьба", "Маскарад", "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, "Расточительность" Лескова, "Горькая судьбина" и "Ваал" Писемского".
Театральную историю Орла невозможно представить без тургеневских спектаклей. 14 ноября 1873 года труппа Петра Медведева поставила комедию "Чужой хлеб" по пьесе Ивана Тургенева "Нахлебник", которая прошла с большим успехом и игралась два сезона.
В лучшей провинциальной труппе России, которой считалась антреприза Петра Михайловича, играли уже известные многим российским зрителям, в том числе и столичным, актеры: Александра Шуберт-Яновская, Пелагея Стрепетова, Мария Савина, Владимир Давыдов, Александр Погонин.
С успехом выступил на орловской сцене известный актер, режиссер и антрепренер Николай Милославский, сыгравший несколько ролей в разных спектаклях.
Несмотря на успех постановок, губернские меценаты не спешили помогать Медведеву, когда тот попадал в финансовое затруднение. Убытки Медведев терпел с первого месяца антрепризы. Постановки по серьезным пьесам не всегда приносили высокие доходы, а водевили, комедии и оперетты антре-пренер ставил тогда, когда падали кассовые сборы.
По окончании сезона 1873-1874 года Медведев с основным составом труппы возвратился в Казань и через несколько лет оставил антрепренерскую деятельность. Надо заметить, что Петр Михайлович продолжал успешно играть и одним из первых получил звание Заслуженный артист Императорских театров вместе с группой артистов Александринского театра в 1896 году.
Для орловского драматического театра период, связанный с именем Медведева, был одним из самых ярких и успешных.
(Продолжение следует).