Конечно, больше доверия коренным жителям, хотя даже в электронном варианте энциклопедии Забайкалья стоит 1720 год… тут, думаем, стоит внести кое-какие поправки. Но это потом, сейчас мы с вами заглянем в этот живописный чудный уголок, до которого нам, жителям Борзи, всего 55 км езды, совсем рядом оживает самая настоящая история государства Российского со всеми переменами политических устоев.
Село Цаган-Олуй одно из старинных в Восточном Забайкалье. Свою летопись оно ведет с 1728 года, после заключения "чрезвычайным послом и полномочным министром" Саввой Рагузинским Буреинского договора с Китаем. Вначале это было небольшое стойбище, именуемое караулом - сторожевым пограничным постом. Состояло оно из нескольких казаков и тунгусов из числа местных скотоводов-кочевников. Вместе они несли охрану границы в пределах сторожевых знаков.
Село росло и развивалось. С появлением политических ссыльных люди стали тянуться к знаниям. Некоторые из сельчан поехали учиться в Нерчинское уездное училище и Читинскую учительскую семинарию. После окончания этих учебных заведений многие возвращались в село, неся грамотность и передовые идеи того времени. К концу XIX века в селе имелось одноклассное училище. Позже оно было преобразовано в двухклассное, в котором обучались мальчики, а в начале XX века были допущены к обучению и девочки. Училище имело небольшую библиотеку, в которой преобладала литература религиозно-церковного содержания.
ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ ЭКСПОРТНОЕ МАСЛО И “КАЗЁННЫЙ” ХЛЕБНЫЙ МАГАЗИН
В 1912 году по всему Забайкалью разразился голод. Жестокая нужда и хронические голодовки, дополняемые эпидемиями, косили народ, как траву. Для облегчения жизни крестьян в селе начало работу кредитное товарищество, а позднее было организовано кооперативно-потребительское общество. Оно закупало у казаков сельхозпродукты, а взамен продавались необходимые в быту промышленные товары. В этом же году общество создало маслодельную артель, которая на ссуду от департамента земледелия построила небольшой маслозавод. На нем вырабатывалось забайкальское экспортное масло. Потребительское кооперативное общество открыло общественную кузницу. Имелся в селе и "казенный" хлебный магазин. В засушливые и неурожайные годы магазин выдавал казакам виде ссуд зерно с обязательным возвратом после уборки нового урожая.
И ВОЙНУ ПРОШЛИ, И ХОЗЯЙСТВО ПОДНЯЛИ
Многие цаган-олуйцы записались в ряды Красной Армии, сражались на фронтах Гражданской войны, а затем поднимали свой край из разрухи, восстанавливая народной хозяйство. Возглавляли эту работу коммунисты и комсомольцы. В 1923 г. в селе была организована коммуна им. Сталина, председателем которой был Большаков П. П. в 1930 г. - организована сельхозартель им. VI съезда партии, председатель - Упоров А. Г. 1933 г. - единый колхоз "Алтагачан" во главе с Бородиным А. И.
Но война нарушила все планы строительства. Около 200 лучших сынов отправило село на фронт. 78 из них остались на полях сражений. Немало сельчан прикрывали подступы к Ленинграду, отстаивал Сталинград, форсировал Вислу и Одер, штурмовал Берлин в победном 1945 году. Каждый из них внес свою лепту в разгроме врага.
Выстоял и победил наш народ благодаря тому, что фронт и тыл были едины. В войну в селе остались старики, женщины и дети. На их плечи легли тяготы колхозной жизни. Не смотря на жесточайшую засуху, нехватку продовольствия и фуража, острый дефицит рабочих рук люди трудились недоедая, недосыпая. Председателем колхоза "Алтагачан" был Александр Александрович Войлошников. Работали, как и вся страна, под девизом "Все для фронта, все для победы!" Александр Александрович совместно с оставшимися жителями села в самые тяжелые годы войны сумели сохранить колхоз.
"ВИДЕЛ В КАЖДОМ ХОРОШЕЕ. ЗНАЛ НУЖДЫ КАЖДОЙ СЕМЬИ"
В феврале 1943 года Александр Александрович был призван в армию, а после войны вновь стал председателем колхоза. Этот удивительный человек умел видеть в каждом хорошее. Ценил в людях любовь к труду, дисциплину, старательность. Он знал нужды каждой семьи. И как бы трудно не было, нуждающимся, особенно многодетным семьям и старикам шел навстречу. При нем в полеводстве была внедрена звеньевая форма организации труда, электрифицировано и радиофицировано село, открылся лечебно-амбулаторный пункт с родильным отделением, установлен телефонный коммутатор на 20 номеров, началось строительство животноводческих помещений, полевых станов и т.д. В 1955 году колхозу дали новое название "Забайкалец". В это время в селе было три библиотеки, позже были построены первые ясли, сельский магазин и столовая, выходила своя газета "Колхозник", которая печаталась в Борзинской типографии.
АПТЕКА, ПОЧТА, СБЕРКАССА, БАНЯ...
Со временем колхоз "Забайкалец" превратился в самое крупное и крепкое многоотраслевое хозяйство. Многое делалось для улучшения жизни селян - повышался культурный уровень, улучшалось материальное положение. С годами в селе появились ремонтно-механические мастерские, машинный двор, гараж, центральный зерноток с хранилищами, нефтебаза с заправкой. Регулярно обновлялся автотракторный парк, поступала посевная и землеобрабатывающая техника. Для культурного досуга был построен дом культуры, в котором разместилась библиотека с читальным залом, комната боевой и трудовой славы, аппаратная с киноустановкой. В селе была построена новая школа со спортзалом. В распоряжении селян была аптека, больница, почта со сберкассой, четыре магазина, пекарня, столовая, баня, комплексный приемный пункт, комбинат бытового обслуживания. Рядом с Домом культуры разбит парк, в котором воздвигнуты памятники землякам, погибшим в годы Гражданской Великой Отечественной войн.
О БЫЛОМ ПРОЦВЕТАНИИ ЛИШЬ ВОСПОМИНАНИЯ...
С началом перестройки жизнь колхоза и села резко изменилась. Былой энтузиазм и вера в будущее сменилось равнодушием и безразличием ко всему. Людей в селе остается все меньше. Уезжают учиться выпускники школы и не возвращаются в село, гак как негде работать да и перспективы нет. Колхоз из самого крупного и богатого превратился в производственно-сельскохозяйственный кооператив (ПСХК). Но люди, которые работоюТ в ПСХК стараются преодолеть трудности нынешнего времени не отч-, стремятся покинуть родное село. Он продолжают косить сено, хоть и в небольших объемах; помогают выжить землякам по возможности выделяют им корма, обеспечивают дровами. И делают это для того, чтобы у людей не пропал интерес к жизни.