Человек и закон
Помощник руководителя управления – главного судебного пристава Забайкальского края, Александр Клинцов обратился к нам сам с просьбой опубликовать объявление о том, что он проводит личный приём в Борзинском отделении во время своей рабочей поездки в наш район. Конечно, мы разместили эту информацию, а также собрали некоторые вопросы, которые задали читатели, не успевшие прийти на личный приём. Наш разговор с Александром Игоревичем начался с изменений в законодательстве.
СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ: МИССИЯ ВЫПОЛНИМА!
А.К.: С 1 февраля 2022 года вступил в силу изменения, внесенные Федеральным законом №234-Ф3 от 29.06.2021 г. "Об исполнительном производстве".
Корр.: В чём заключаются эти изменения?
А.К.: С указанной даты закреплено право на сохранение денежных средств, на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума граждан и на должника, в том числе ежемесячно заработной платы и иных доходов в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (или в субъекте проживания должника, если он выше, чем по РФ в целом). То есть у человека должна на счету оставаться "несгораемая" сумма, чтобы оставались средства на жизнь. Хочу отметить, что эти изменения были внесены с учетом предложений федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, ведь мы периодически сталкиваемся с ситуациями, когда после произведенных удержаний у человека практически не остаётся средств к существованию, и законом этот аспект до настоящего времени урегулирован не был.
Корр.: Что нужно сделать, чтобы эта норма заработала на практике?
А.К.: Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода. В заявлении должника-гражданина указываются:
1) фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;
2) реквизиты банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации
3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.
Корр.: Есть ли исключения?
А.К.: Да, есть. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется по исполнительным документам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением. Но с другой стороны, если у должника-гражданина, есть на иждивении несовершеннолетние или другая категория граждан, он вправе обратиться в суд с заявлением о сохранении ему заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум трудоспособного населения.
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ
Корр.: Вы говорите – обратиться к приставам. Вот к ним –то как раз и затруднительно очень обратиться в нашем районе, по крайней мере. Наши читатели жалуются, что дозвониться практически невозможно?
А.К.: Относительно того, что сложно дозвониться. Стационарного телефона в структурном подразделении нет — отсутствует техническая возможность. Здесь есть два мобильных телефона, но сотовая связь в этом здании плохая неизвестно по каким причинам. Чтобы куда-то дозвониться, нужно найти ещё точку, где это будет возможно, не знаю, почему такая аномалия. Здесь, в Борзинском отделении есть телефоны ведомственной связи. Поэтому мы даём читинские номера телефонов, но через них можно связаться с борзинскими приставами: 8 (3022) 32-59-52, 8 (3022)-32-06-14. Хотелось бы ещё отметить, что на одного пристава в среднем приходится 3000 исполнительных производств. Это просто колоссальная нагрузка. И каждый пристав находится между молотом и наковальней: с одной стороны связаться с ним хотят должники, с другой – взыскатели, у каждого свой интерес, всем нужно ответить. Поэтому принимаются все меры, чтобы человек смог получить ответы на свои вопросы без личного посещения.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЕКТ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
Корр.: Какие, например?
А.К.: Исполнительное производство практически полностью переходит в цифровую плоскость. Уже в течении 2022 года полностью заработает система, когда суды будут направлять исполнительные документы в электронном виде, и взыскателю не надо будет даже ходить за исполнительным листом, достаточно просто подать в суд заявление о направлении исполнительного документа в электронном виде в подразделение судебных приставов. Также в течение этого года запланировано внедрение искусственного интеллекта в деятельность службы. То есть до 80 % процессуальных решений будет приниматься искусственных интеллектом: возбуждение исполнительного производства, отказ, наложение ограничений, их снятие и так далее, что коснётся и должников, и взыскателей. Планируется в течении этого года внедрить такую систему, что позволит уйти от человеческого фактора. Например, одна из самых распространённых проблем – снятие денежных средств у "двойников" - то есть у людей с одинаковыми персональными данными, когда, например, с Ивана Иванова из Борзи взыскивают денежные средства за Ивана Иванова из Самары. Несмотря на то, что сейчас приняты поправки в закон, который требует наличие одного из уникальных идентификатора должника, тем ни менее, такие ситуации случаются. Принятые поправки, после их вступления в силу, помогут полностью решить проблему двойников. Так, с 1 июля 2022 все коммунальные службы обязаны будут указывать один из уникальных идентификаторов должника (ИНН, СНИЛС, паспортные данные и т.д.) еще при подаче в суд заявления о взыскании задолженности. До указанной даты они ещё могут указывать только ФИО и дату рождения должника, что приводит к неверной идентификации должников и путанице. С 1 июля такие ошибки будут исключены, а за указание неверных данных взыскатель сможет понести установленную законодательством ответственность перед должником.
ЛИЧНЫЙ ПРИЁМ ВСЁ-ТАКИ НУЖЕН!
Корр.: Вернёмся к тому, как обратиться к приставам жителю Борзинского района.
А.К.: Как самый простой способ — у гражданина есть возможность обратиться через портал Госуслуг. Там можно решить практически все вопросы, которые обычно люди задают приставам. Как только пристав принял решение о возбуждении исполнительного производства – документ попадёт в личный кабинет и должнику и взыскателю. Здесь только необходимо проверить в настройках своего личного кабинета на портале ЕПГУ, включена ли функция "Госпочты". В будущем туда будут приходить электронные документы от всех государственных органов, так как есть задача – уйти от бумажного документооборота. Пока же, информация о возбуждении исполнительных производств в пользу коммунальных предприятий (в том числе от регионального оператора ТКО) может не поступить в личный кабинет, так как до 01.07.2022г. они не обязаны указывать идентификатор должника.
Корр.: И вот наступило 1 июля. А дядя Ване из Борзи всё равно пришло исполнительное производство за дядю Ваню из Самары. И что ему делать? К приставам бежать?
А.К.: Совсем не обязательно. Ему просто нужно зайти на сайт того территориального органа службы судебных приставов, от которого пришёл документ – то есть зайти на сайт УФССП России по Самарской области. Там, в сервисе "Интернет-приемная" он указывает, что является двойником должника. По указанию директора ФССП России подобные заявления отрабатываются в двухдневный срок. К обращению обязательно нужно приложить скан или фото документа, удостоверяющего личность, а также ИНН и СНИЛС. Если гражданин быстро отреагировал, списанные деньги очень быстро вернутся обратно.
Корр.: И всё-таки просто так, по старинке прийти нельзя и всё выяснить, придёшь, а тут за решёткой все сидят?..
А.К.: Что касается личного приёма. То, что здесь в отделении есть решётка – это, во-первых, требование безопасности для такого объекта. Во-вторых, отделение находится в здании, где работает другая организация. Из-за разного графика, сюда мог заходить кто угодно, что тоже неправильно. Если у человека всё-таки есть необходимость прийти к судебному приставу, в частности, в Борзинское отделение, то это всё-таки можно сделать, но нужно понимать, что у приставов огромная нагрузка. В отделении есть дежурный пристав, который принимает граждан ежедневно, в течении рабочего дня. Это особенно актуально для пожилых людей, и людей, которые не умеют или не хотят пользоваться техникой для записи на прием, т.к. общую консультацию дежурный даст в любой день. Печально, что при наличии возможности предварительной записи на прием, граждане, как правило, приезжают к концу обеденного перерыва, и около 14 часов наблюдается определенное столпотворение. На самом деле, гораздо проще записаться на прием заранее и человека примут в выбранное им время. Электронная очередь очень жёстко контролируется и проверяется управлением.
Корр.: Почему нет записи через МФЦ в таком случае?
А.К.: Понимаю, что людям было бы удобно, но пока реализовать этот момент не получится. Запись на приём только через сайт управления, и опять же ничего нельзя сделать, если нет учётной записи на Госуслугах. Приёмные дни – вторник и четверг с обеда. Да, мы понимаем, что не все могут записаться через сайт. У меня на личном приёме были два пенсионера, которые никак не могли попасть к конкретным приставам, задать свои вопросы — вот для подобных ситуаций в отделении есть дежурный сотрудник.
Корр.: Хорошо, что Вы провели личный приём, так может и начальнику отдела периодически проводить такие дни, чтобы также видеть какие-то проблемы в работе?
А.К.: Да, есть такая необходимость. Например, вчера я провёл приём в Забайкальске, ко мне пришёл только один человек и то с вопросом, который находился в компетенции отделения, находящегося в г.Чите. Здесь за один час я принял восемь человек, поэтому видно, что необходимость такая есть, и начальнику подразделения дано соответствующее поручение — организовать проведение личного приема граждан без предварительной записи, не реже одного раза в две недели. Также мы создали в Вайбере сообщество "Приставы Забайкалья", через которое очень хорошо видно, где какие проблемы возникают. Мы стараемся быть достаточно открытыми для людей, и иногда получается решить какие-то вопросы без выезда на место.
УБРАТЬ НАЛЕДЬ ЛЕТОМ, ПОСАДИТЬ ДЕРВЕЬЯ В ФЕВРАЛЕ
Корр.: Приставы вообще стоят на страже исполнения решения судов, но это же не только взыскание средств?
А.К.: Работа приставов на самом деле очень разнообразна. Например, понуждение администрации районов или поселений выполнить те или иные действия. Но и здесь случаются курьёзы: пока идёт судебная тяжба, проходят сроки вступления решения суда в законную силу и исполнительный документ доходит дело до приставов - решение суда уже просто невозможно исполнить в установленный срок. Например, в мае может поступить исполнительный документ о возложении на администрацию населенного пункта обязанности убрать наледь с тротуаров. В Чите был случай, когда управляющую компанию жительница дома обязывала высадить деревья во дворе дома. Исполнительный документ лист поступил судебному приставу-исполнителю в феврале. Должник оказался с юмором: выдолбил в земле ямки, привёз и высадил деревья в феврале – формально, принял меры к исполнению решения суда.
Корр.: Так что же делать, если сложилась такая ситуация?
А.К.: Должнику необходимо незамедлительно, после возбуждения исполнительного производства подавать в суд заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения. Подобных историй немало, на самом деле. Иногда требование на данный момент вообще невозможно исполнить, а в законе ясно написано – исполнить в пятидневный срок, для судебного пристава нет иного срока, но всё решаемо. Суд в подобном случае может вынести определение о предоставлении должнику отсрочки исполнения решения.
УРА! ПРИСТАВЫ НАС СПАСЛИ!
Корр.: Какие позитивные моменты можете вспомнить из исполненных решений суда?
А.К.: На самом деле, у нас очень много историй, когда только вмешательство службы приставов помогло решить проблему у граждан: когда сироты получают квартиры, поступают на счета алименты, взыскивается ущерб, причиненный преступлением, у людей возобновлялась возможность жить в их жилплощади. На моей практике был такой исполнительный документ: суд обязал жильцов убраться в собственной квартире в многоквартирном доме, очистить квартиру от мусора и насекомых. В квартире находился мусор, гнилые овощи, фрукты, вещи, квартира была вся заложена. Там такой запах стоял соответствующий, и не только в квартире, но и в подъезде, да и вообще во дворе. В этом случае должник отказывался выполнить решение суда, и нам пришлось самим организовать его исполнение – привлекли рабочих и технику, чтобы вывезти весь этот мусор. И когда это происходило, все соседи просто аплодировали, настолько они устали не только от этого зловония, но ведь ведь там, помимо людей, жило еще много различной живности.
Корр.: Как сами исполняли? Должник же должен выполнять решение суда?
А.К.: Мы сначала побуждаем должника к исполнению требований исполнительного документа, но иногда сами организуем его исполнение, вместо должника, но за его счет. То есть привлекаем организации, потом взыскиваем потраченные расходы. Есть исполнительные документы, по которым мы не можем организовать исполнение решение за должника, например, квартиру для сироты мы предоставить не можем. Но снести забор или построить, наоборот, вполне. Бывает так, что взыскать что-либо с должника невозможно практически, то есть решение останется невыполненным, здесь приставы ищут самые разные выходы. Ищут лиц, которые заинтересованы в исполнении этого решения. И часто такие граждане находятся.
Корр.: Например?
А.К.: Убрать незаконно установленные металлические гаражи. Здесь может помочь администрация населенного пункта, потому что это в их интересах, ведь такие гаражи - источник опасности, чаще всего. Был в практике случай, когда гражданин поставил металлический гараж практически в двух метрах от окна жителя дома и категорически отказывался его перенести. То есть из окон дома была видна только стенка этого гаража. Сосед подал в суд, суд постановил убрать этот гараж, но должник всячески уклонялся от исполнения решения. В этой ситуации приставам помог сам истец - организовал кран, погрузку, приставы решили вопрос с размещением, гараж в итоге был убран.
Корр.: Были ли какие-то такие негативные случаи, когда Вы пожалели, что вообще стали судебным приставом?
А.К.: Если честно, не могу вспомнить ни одного такого случая. Работу приставов СМИ иногда представляют в очень негативном свете. Но у меня за 11 лет не было таких совсем уже негативных случаев. Например, выселение из квартиры. Начинаешь разбираться: оказывается, человек продал квартиру, получил деньги, но продолжает там жить! Очень часто у людей на самом деле есть второе жильё. Например, есть своё жильё поменьше, которое они сдают, а живут в муниципальной, которая побольше, незаконно. И таких примеров много на самом деле. У нас законодательство всё-таки не такое жёсткое к должникам, как в той же Европе или США, например. Там законы гораздо более строги к лицам, уклоняющимся от исполнения судебных решений. У нас же, на законодательном уровне установлен перечень имущества, которое нельзя арестовать у должника, например, единственное жильё. Во многих странах подобного нет.
Беседу вела Наталья Никифорова